К юбилею композитора Виктора Екимовского
12 сентября 2022 исполнилось 75 лет композитору Виктору Екимовскому – заслуженному деятелю искусств РФ, члену Правления Союза московских композиторов, руководителю комиссии «Ассоциация современной музыки» в Московском союзе композиторов. Один из виднейших представителей российского авангарда, в 1990 Виктор Екимовский вошел в состав Ассоциации современной музыки-2, которой руководил Эдисон Денисов.
В «Предуведомлении» к «Автомонографии» Виктора Екимовского (М.: Музиздат, 2008) можно встретить и такие строки: «Я всегда считал себя молодым композитором (по ЮНЕСКО молодость заканчивается в 35 лет, а по понятиям нашего Союза композиторов мы навсегда оставались молодыми авангардистами) – и вот на́ тебе, уже 60! Оглядевшись по сторонам, я увидел, что все мои одногодки уже стали профессорами, докторами, обзавелись именем-отчеством, обросли бородами, животами и подбородками, наполучали всяческих Лауреатских, Заслуженных и Почетных званий. С ужасом посмотрел на себя в зеркало – да ведь тоже уже чуть ли не живой классик: набрались регалии – Кандидат искусствоведения, Лауреат конкурса Прокофьева, Лауреат премии Шостаковича, Заслуженный Деятель Искусств, плюс общественная деятельность – член Закупочной комиссии в Министерстве культуры, член Приемной комиссии Союза композиторов Москвы, член Правления Московского союза, член художественного совета фестиваля “Московская Осень”, член секретариата Союза композиторов РФ, Почетный член Союза композиторов РФ (просто сплошной член!), Руководитель Семинара молодых композиторов, Председатель различных конкурсных жюри (Томск, Самара, Питер), ну и само собой Президент АСМ (как гордо называл этот пост Денисов). Уф, сколько. Прямо царствуй, лёжа на боку! Правда, “лежа на боку” оказалась не совсем удобная поза – периодически приходилось подниматься и садиться за новые опусы, которые нет-нет, да и проскакивали в классическом композиторском мозгу». В продолжение – и вместе с тем отдельной строкой – напомним об интервью с Виктором Екимовским, взятом Павлом Райгородским («МО») и опубликованном в № 10 (286) «Музыкального обозрения» за 2007 год. Републикуем эту беседу в несокращенном виде.
Виктор Екимовский. Фото Дмитрий Лилеев, 2012
Виктор Екимовский: «Главное — идея и контрапункт мыслей» Интервью опубликовано: МО № 10 (286) 2007, беседовал Павел Райгородский
— Вы давно и хорошо известны как композитор достаточно радикального направления, с ярко индивидуальным творческим почерком. Как формировались Ваши взгляды на творчество, Ваш стиль? Под влиянием каких факторов и обстоятельств? — Я начал профессионально сочинять в конце 60-х годов – именно тогда к нам стала проникать современная западная музыка, которую мы до тех пор не знали. И если я замечал что-то интересное, мне обязательно хотелось самому это попробовать, примерить новую технику в своей музыке. Поэтому все мои первые сочинения были, можно сказать, разностильными: в одном я пытался освоить додекафонию, в другом – минимализм, в третьем – тотальную сериальность, в четвертом – алеаторику… Стилистической ровности я так и не добился, и каждое новое мое произведение по каким-то параметрам может даже отрицать то, что было написано прежде. За это меня в те годы критиковали и даже несколько лет не хотели принимать в Союз композиторов, потому что единство стиля считалось для советского композитора очень важным. Но моя позиция с самого начала была такова: главное – придумать идею, создать что-то новое, оригинальное, попробовать написать так, как еще никогда до этого не писал, а в каком стиле и в какой технике будет воплощен замысел – не принципиально. — Вы учились в Институте им. Гнесиных у А.И. Хачатуряна – великого композитора, которого, однако, никак нельзя отнести к сторонникам музыкального авангарда. Интересно, как он относился к опытам и поискам студента Екимовского? — Конечно, Арам Ильич – это эпоха. Но новой музыки он, в сущности, не знал, да и не понимал. К экспериментам же студентов относился как к чему-то неизбежному: раз человек так пишет – ну и пусть пишет. В моих поисках он помочь мне не мог, но, к счастью, и не мешал. У нас были как бы «параллельные» отношения: я писал, показывал ему, а он смотрел и говорил – «пишите дальше». По отношению ко мне это была единственно правильная позиция. Если бы я попал к другому педагогу, менее мудрому, который стал бы меня корежить, учить, как можно сочинять, а как нельзя, было бы гораздо хуже. — Что Вас вдохновляет на сочинение музыки? Какие впечатления или, может быть, «первоисточники»: книги, природа, философия, живопись, музыка? — Источники вдохновения могут быть самыми разными – как абстрактными, так и конкретными, другими словами – все, что нас окружает. Например, я с детства увлекался астрономией, но, конечно, никогда не думал, что это увлечение может отразиться в моей музыке – и вдруг появилось сочинение «В созвездии Гончих псов» для трех флейт и магнитофонной пленки. Познакомился с творчеством голландского художника-графика Маурисио Эшера – и вот, пожалуйста, «Из каталога Эшера», композиция в жанре инструментального театра. Еще примеры – «Мандала» для девяти исполнителей (результат увлечения Востоком), «Тризна по Финнегану» для электро-трио (дань восхищения Джойсом) и уж совсем неприкрытые аллюзии: «Бранденбургский концерт» и «Лунная соната». Конечно же, художник всегда должен быть в диалоге с историей, искусством, философией, природой. И эта позиция выражена в моем творчестве. — Вы не только композитор, но и профессиональный музыковед. Достаточно редкое сочетание, учитывая, что это не просто разные, а противоположные профессии: композитор «собирает» музыку из мелодий, гармоний, ритмов, а музыковед, наоборот, ее «разбирает» на те же элементы. Как в Вас уживаются эти противоположности? Помогает Вам такое сочетание или мешает? — Я думаю, что самый лучший музыковед – это композитор. Потому что композитор гораздо лучше кого бы то ни было разбирается в музыке. Например, статьи А. Шнитке, Э. Денисова, пусть и немногочисленные, стали откровением в музыковедении. Другое дело, что композиторы просто не хотят тратить на это время. Что касается меня, то я всегда увлекался самой разной музыкой, ее анализом. Естественно, активно участвовал в работе студенческого научного общества. Мне было интересно поделиться с коллегами тем, что я сам узнал. И вот на III курсе я, студент- композитор, подошел к профессору кафедры истории музыки К. К. Розеншильду – уникальному человеку, знавшему 12 языков, практически всю музыкальную литературу, и попросил принять меня в свой класс. Он согласился и предложил заняться творчеством О. Мессиана, который тогда, в конце 1960-х, был не только не известен у нас, но и практически запрещен. Я увлекся и написал о Мессиане дипломную работу, а впоследствии – диссертацию и книгу. — Несколько лет назад М. Ростропович в одном из интервью сказал, что если бы Прокофьев и Шостакович жили не при тоталитарном советском режиме, а в какой-нибудь демократической стране, они не создали бы столько шедевров, потому что большинство их лучших произведений написано «в знак протеста». — Это довольно распространенное мнение и, в общем, справедливое. Когда у художника есть дополнительный стимул в виде такого внутреннего протеста, естественно, возникают более интересные и радикальные мысли. Но я думаю, что наиболее сильный внутренний протест против системы был у наших авангардистов-шестидесятников: Пярта, Сильвестрова, Шнитке (особенно показательна его Первая симфония). Эта ситуация существовала вплоть до 1990-х годов, и создание нашей Ассоциации современной музыки тоже было протестом против системы, против традиционализма и идеологических рамок. — Как возникла нынешняя АСМ и какие нити, тенденции, традиции связывают вашу Ассоциацию с АСМ 1920-х годов? — Так получилось, что в поколении композиторов, родившихся в конце 1940-х годов, оказалось много талантливых людей. Все мы испытывали определенное давление в застойные годы. И когда стало возможно, мы решили объединиться, чтобы вместе устраивать концерты, конференции, встречи с иностранными композиторами и другие творческие мероприятия. Нашим вдохновителем был, конечно, Э. Денисов. Тем более что у него были хорошие связи за рубежом, и наша музыка в то время больше исполнялась именно на Западе, здесь она была малоизвестна. Под эгидой Денисова образовалась группа единомышленников, которую мы решили назвать АСМ-2. Возникла идея преемственности, потому что цели у нас были те же, что и у наших идейных предшественников: пропагандировать новую музыку, дать ей возможность выйти на широкую аудиторию. Первоначально новая АСМ создавалась в противовес идеологическим тенденциям Союза композиторов. А потом наступила ситуация, в которой противостояние этим тенденциям закончилось само собой. И сегодня АСМ – это коллектив композиторов, близких по духу, нацеленных на все новое, передовое, но уже без идеологической (или «антиидеологической») подоплеки. Мы проводим много очень интересных концертов, проектов. Публика нас знает и приветствует. АСМ – организация абсолютно открытая для всех, но у нас есть ядро, сформировавшееся, можно сказать, исторически: А. Вустин, Ф. Караев, Ю. Каспаров, С. Павленко, В. Тарнопольский, а также впоследствии уехавшие за границу Л. Грабовский, Н. Корндорф, А. Раскатов, Д. Смирнов, Е. Фирсова, В. Шуть. Что касается меня, то я возглавил АСМ в 1996, после ухода из жизни Э. Денисова. Это, конечно, не значит, что я как руководитель навязываю коллегам свои взгляды. Каждый из нас – индивидуальность, каждый мыслит по-своему. Единственное – когда мы обсуждаем какое-то произведение, я всегда, невзирая на лица, говорю то, что думаю: что в этом произведении удачно, а что, на мой взгляд, нет. И всегда в общении с коллегами стараюсь утвердить свою принципиальную позицию: искусство не должно повторять то, что уже было. Оно не может быть просто красивым и существовать только для удовольствия. Искусство должно нести идею, философию. Кроме звуков, обязательно должна быть мысль, а может быть, контрапункт мыслей. Чтобы человек, прослушав музыку, еще долго продолжал думать о ней и пытался найти в ней что-то новое. — То есть для Вас современная музыка – прежде всего, музыка новейших достижений? — Безусловно. Музыка непременно должна выражать что-то новое. И каждый композитор по-своему, в меру сил и таланта должен к этому стремиться. Я следую этому принципу с самого начала своей композиторской работы, уже почти 40 лет. Именно это я пытаюсь донести и до молодых композиторов, выпускников российских консерваторий, для которых уже 5 лет провожу семинары в Рузе – своеобразные «курсы повышения квалификации». Я считаю, что поиски новизны – главный двигатель творческого процесса. Я ищу идеи, которые были бы необычными, удивительными, неожиданными – хотя бы для моего круга. И если даже всего несколько человек воспринимают мою музыку и понимают, что я хотел в ней сказать, мне этого достаточно. Поэтому я не стремлюсь к большой аудитории. — Ваша педагогическая работа ограничивается семинарами в Рузе? — Да, постоянно я нигде не преподаю. И вообще давно уже живу «на вольных хлебах». В свое время, проработав в издательстве «Музыка» около десяти лет, я ушел на творческую работу. И нисколько об этом не жалею, потому что я стал хозяином своего времени, своих желаний и стремлений. Поэтому и преподавательская работа, неизбежно в чем-то являющаяся «обязаловкой», меня не особенно привлекала. В 80-х годах я провел несколько семинаров в Иваново, а в последнее время они возобновились в Рузе. — Сейчас многие авторитетные музыканты, в том числе композиторы, говорят о том, что диктатура авангарда закончилась. Что время и публика его отторгли, и удел авангарда – маленькие фестивали, этакие «междусобойчики», куда ездят одни и те же музыканты и критики. Что композиторы не должны писать музыку только для себя и своего круга – они должны писать для людей. — Что ж, своя правда в этом, конечно, есть, но у меня несколько иная точка зрения. Во-первых, музыкальный авангард – это уже историческая данность и навсегда останется в истории, потому что он подарил нам невероятные достижения, начиная с нововенской школы. Во-вторых, наступило такое время, когда никто не знает, как надо писать музыку. Все уже придумано, нельзя взять на рояле ни один аккорд, который бы уже кем-то не использовался. Поэтому и возникает вопрос: что делать, как быть дальше? Но ведь и в эпоху Возрождения говорили, что все исчерпано, и в классическую эпоху… Действительно, сейчас открыть что-то принципиально новое очень трудно. Тем более что с опытом и возрастом и требования растут, в том числе и к самому себе. Что же касается тезиса «музыку нужно писать для людей», то он меня не устраивает. Мне кажется, что композитор должен быть честным только перед самим собой и никогда не думать о том, понравится или не понравится его музыка публике. Если бы я об этом думал, я бы писал другую музыку! И когда композитор (серьезный, разумеется) уверен в том, что он пишет, – значит, его музыка является общим достоянием. А на какой полке ей стоять в истории – на верхней, средней или нижней – сие от него уже не зависит… — А как же быть с высказыванием П.И. Чайковского, который мечтал о том, чтобы в его музыке «каждый искал утешение и подпору»? — Надо понимать, что Петр Ильич имел в виду публику, которая жила в Петербурге и Москве, а не в Брянске или Вологде. И оперы Моцарта можно было поставить, а, значит, послушать лишь в нескольких городах Европы. Так что великие композиторы прошлого рассчитывали именно на элитарную публику, просто они не говорили об этом. А мы честно говорим, что музыка, которую мы пишем, элитарна. И не наша задача – доводить музыку до всех и каждого. Сейчас в любой точке мира доступна любая информация. Тот, кто захочет послушать мою музыку, послушает, кто захочет понять – надеюсь, поймет. У нас в стране сейчас более благоприятные условия для развития новой музыки, чем раньше. Каждый композитор может писать, что хочет, и, как правило, это исполняется. Не так широко, как хотелось бы, но все-таки у нас есть, например, «Московская осень», открытая абсолютно для всех. В последнее время я много езжу по России и могу сказать, что сейчас, образно говоря, «поднимает голову» наша провинция. Именно там – в Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Нижнем Новгороде, Ростове – растет интерес к современной музыке. Очень приятно наблюдать столь значительный подъем. В то же время совершенно нетерпимо отношение к нашим проблемам со стороны государства. К сожалению, слова «культура», «искусство» отсутствуют в лексиконе высших властей. А ведь мы не производим товар, и без поддержки государства искусство не может существовать в должном объеме. Но дотаций на его развитие фактически нет. Это относится не только к авангарду. Даже в школе нет предмета, где бы по-настоящему учили детей слушать и понимать музыку. В Европе, в мире ситуация тоже ухудшается: государственных средств не хватает, закрываются театры, ликвидируются оркестры. Но там, помимо бюджетных денег, есть масса фондов для музыкантов, художников, композиторов. И, между прочим, некоторые наши соотечественники получают из них стипендии. Так что за границей положение все-таки куда лучше. А у нас культура находится, можно сказать, «на 75-м месте». Это очень больная проблема, и ее надо как можно быстрее решать. — Так, может быть, правы были те Ваши коллеги, которые в 80-е -90-е уехали за рубеж? Ведь там и уровень жизни, и условия для творчества, и возможности услышать свою музыку несравнимы с нашими. —- Да, многие уехали, и у меня были возможности. Но я не хотел и не хочу уезжать. Я здесь родился, вырос, чему-то научился, у меня здесь родные и друзья – зачем все это менять? Ради чего жить в чужой стране, общаться с чужими людьми на чужом языке? Ну, будет дом получше, еда повкуснее, жизнь поспокойнее. Но все-таки главное – творчество. Музыку можно писать и здесь. А то, что она там будет больше исполняться, – совсем не факт. В общем, этот путь не для меня. Я предпочитаю жить и работать в России.
«МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись К юбилею композитора Виктора Екимовского впервые появилась Музыкальное обозрение.