Войти в почту

Умер Жан-Люк Годар. Его называют революционером кинематографа

Умер легендарный французский режиссер Жан-Люк Годар. Ему был 91 год. Об этом пишет местная газета Liberation со ссылкой на родственников кинематографиста. Он скончался в собственном доме в швейцарской коммуне Роль. Обстоятельства смерти не сообщаются.

Умер Жан-Люк Годар. Его называют революционером кинематографа
© BFM.RU

Годар стоял у истоков «новой волны» — революционного направления во французском кино 1950-1960 годов. Представителями движения были молодые режиссеры, которые не боялись экспериментировать с формой и стилем картины, используя ручные камеры. Это придавало фильмам реалистичности и выделяло их на фоне коммерческого кино с предсказуемым сюжетом.

Манифестом «новой волны» стала дебютная лента Годара «На последнем дыхании», которая вышла в свет в 1960 году.

Вот что о влиянии классика на мировой кинематограф рассказывает кинокритик Лариса Малюкова:

— Если говорить о том, что у авторского кино есть какой-то король, есть отец, то это Годар. Именно Годар переосмыслил возможности кинематографа и его соприкосновение с реальностью, как мне кажется. Недаром Анри Ланглуа разделял историю кино на «до» и «после» Годара. Французская «новая волна», лидером которой он являлся, и стала переворотом, революционным моментом, она впустила воздух самой жизни в декорации, в постановочное кино, в коммерческое кино, и это было настоящим переворотом. Он изменял себе, постоянно сохраняя себя, то есть менял само кино, язык кино. На него смотрели молодые авторы как на революционера до последнего в жизни, можно было не принимать его картины, не любить его последние картины, но всегда это был какой-то эксперимент, новаторство. Мало кто в кинематографе решается на такие новации.

— На «новую волну», которая была в Советском Союзе в 1960-х, он как-нибудь повлиял?

— Недаром он был любимым режиссером Хуциева, всех шестидесятников: Кончаловского, Тарковского, у Тарковского есть целая лекция о Годаре. Конечно, повлиял, он перевернул сознание кинематографистов мира. Те, которые могли видеть фильмы Годара, даже в какой-то момент становились апологетами Годара.

Последней работой Годара стал фильм «Книга образа» 2018 года. В нем режиссер соединил архивные сцены из своих прошлых картин с кадрами из произведений своих коллег по цеху. «Книга образа» вышла настолько экспериментальной, что для нее на Каннском кинофестивале придумали новую категорию «Особая пальмовая ветвь» и назвали видеоинсталляцией.

Близкие Годара отказались от официальных церемоний прощания и похорон.