Нескончаемый замкнутый круг
Давайте сейчас, в середине сентября, посмотрим, какие ленты вышли в топ по сборам. На первом месте российское семейное фантастическое приключенческое кино «Календарь ма(й)я». Удивительно? Только отчасти. Вспомним кассовые успехи франшизы «Последний богатырь». Такого рода фильмам привлекать зрителей удается.
Что дальше? На втором месте — «После. Долго и счастливо» — американская романтическая мелодрама, четвертая лента во франшизе «После». Критика о нем не кричит, отзывы в основном негативные. Зато сборы хорошие. Третья строчка — «Три тысячи лет желаний». Это яркая фэнтези-мелодрама с Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой от режиссера Джорджа Миллера, снявшего «Безумный Макс: Дорога ярости» и другие ленты.
Затем идут выживальщицкий триллер «Вышка», наш мультфильм «Барбоскины Team», российская спортивная драма про регби «Начать сначала», следом «Ирония судьбы в Голливуде» Марюса Вайсберга с зарубежными артистами и «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга плюс британский ужастик «Дети тьмы» и российский мультфильм «Турбозавры, вперед!». Нет там ни отечественного дебютного «У самого Белого моря», ни китайской «Битвы на озере», ни чего-то в этом роде. Но давайте взглянем не только на сборы, а и на роспись фильмов за «год». У ленты «Календарь ма(й)я» это 1757 кинотеатров, 28 109 сеансов. У «После. Долго и счастливо» 1517 кинотеатров, 59 119 сеансов. У «Начать сначала» 1169 кинотеатров, 10 119 сеансов. А у ленты «У самого Белого моря» всего 65 кинотеатров и 326 сеансов. У «Битвы на озере» — 41 кинотеатр, 177 сеансов.
Возникает какой-то нескончаемый замкнутый круг. А что, если дело не в том, что российская аудитория не хочет смотреть никакое другое кино, кроме западного, приключенческого, с известными звездами на ведущих ролях? Может, дело в том, что когда ты приходишь в кинотеатр, не целенаправленно выискивая любимый фильм, о котором услышал от знакомых, связанных с киносредой, а просто так, посмотреть что-то, что идет сейчас, то выбор-то у тебя не большой. Чаще всего — это то, что, как принято думать, нравится нашей аудитории. Но возникает вопрос — а так ли это? Ведь на целый ряд фильмов зрители идут, несут деньги, хоть и плюются потом, и слышат негативные отзывы. Может, дело в том, что среди подходящих им по времени и месту сеансов выбор невелик? И если достойному российскому кино, даже с малоизвестными авторами, дать залы и сеансы, и рекламу — оно может приносить деньги. У людей есть тяга к прекрасному. Дайте им шанс!