Улица – это та же сцена

Незрячие музыканты на улицах Курска – зрелище привычное. В областном центре действует музыкальное училище, и его воспитанники подрабатывают концертами в свободное от учёбы время. Кто эти люди и почему выступления в подземных переходах нельзя приравнивать к просьбам подаяния, выясняла наш корреспондент. Куряне любят Цоя Юлия Логинова и Сергей Бойков стали петь вдвоём недавно. «Поодиночке ему было скучно, а мне страшно», – признаётся девушка. Прежде ей не раз доводилось петь на улице одной. Для неё такие концерты начались в уже далёком 2015 году. И вышла на улицу она, чтобы помочь подругам-однокурсницам уехать домой. – Обе девушки были из Одессы. А тогда как раз обострились отношения между Россией и Украиной, – объясняет она. – Девчата поняли, что музыкальное образование им не пригодится и нужно возвращаться домой. А у родителей не было возможности сделать перевод. Они сначала попробовали сами заработать. Но пели тихо и почти ничего не собрали. На следующий день к ним присоединилась Юля. И вместе они заработали гораздо больше. Из собранной суммы Юля не взяла себе ничего – её как раз хватило, чтобы оплатить проезд. А вот у тех, кто знал о том, как им достались деньги, этот способ заработка энтузиазма не вызвал. Их просто обозвали «побирушками». – Мы, конечно, отрицали, но… К сожалению, особенно если певец слепой, у многих это вызывает ассоциации с нищенством, – вздыхает Юля. – Но ведь улица – это та же сцена! Алессандро Скарлатти (итальянский композитор эпохи барокко. – «КП») даже ввёл такую практику – пение на улице в общественных местах. Это помогает научиться лучше владеть своим голосом, петь так, чтобы тебя было слышно везде. Впрочем, с тех пор прошло много лет. Уличные музыканты в Курске хотя и не стали повсеместным явлением, но уже давно никого не удивляют. Появилась даже специальная группа в соцсетях, где люди договариваются, на какой точке и когда будут выступать, чтобы не пересекаться и не конкурировать. У Юли есть основная работа в колледже для слепых. Также она поёт в храме Вознесения на Запольной. Но есть множество незрячих музыкантов, для которых выступления на улице – важнейший источник дохода. Да и наша героиня не выключает такой заработок из своего бюджета. Сейчас она спустилась в переход, чтобы подработать на ремонт. Для выступлений девушка старательно подбирает образы. Но есть общее правило: наряд должен быть не слишком открытым. – Если площадка, где ветер, надо чтобы платье было из тяжёлого материала, чтобы не поднимался подол, – объясняет она. – Если жаркая погода, лучше выбрать что-то светлое, свободное, обязателен головной убор. Программу выступления подбираем в зависимости от времени суток. Днём отдаём предпочтение ретро, чтобы порадовать людей пожилого возраста. Их возле рынков обычно много утром и среди продавцов, и среди покупателей. Бывает, подходят, говорят: «Извините, можно потише? А то клиентов не слышим», или, например, «Голова болит». Начинаешь тогда поспокойнее песни петь, убавлять звук немного. Рок очень любят в Курске. Как-то подошла женщина, положила деньги и сказала: «Я Цоя люблю». Исполнили, конечно. Часто поём его песни и без просьб. Из Полярного через Испанию в Курск Напарник Юли Сергей Бойков любит петь с детства. Впервые выступил перед аудиторией в детском саду, подыгрывая себе на импровизированной балалайке-муляже. – Потом лет с восьми, когда никого не было дома, ставил концерты на лестничной площадке, – вспоминает он. – Соседи не прогоняли. Я сжимал в руке воображаемый микрофон и представлял зал. С мальчишками пели в каких-то компаниях… Затем была армия, где в девятнадцать лет парень получил травму, приведшую к потере зрения. Рассказывает, что в то время лежал на больничной койке и думал: «Это крах, конец всему». Но жизнь прекрасна тем, что она не непредсказуема. Пройдя реабилитацию, молодой человек вернулся на родину – в посёлок Полярный Мурманской области. Стал понемногу выходить на улицу, попал в общество инвалидов. – Мне было лет 28, когда по линии общественных организаций Мурманской области мне предложили научиться профессионально петь, – вспоминает он. – Конечно, я согласился. Мне даже дали руководителя, со мной работал профессионал, причём бесплатно. Его первый публично исполненный номер – песня Ефрема Амирамова «Молодая». После трёх месяцев выступления на сцене мурманские музыканты отправились по обмену в Норвегию в города Хашта и Тромсе. Исполняли попурри русских народных песен. А вернувшись на родину, Сергей понял, что ему нужно развиваться дальше. – Я встречался тогда с одной девушкой, – рассказывает он. – И как-то мы с ней идём по улице, а она спросила, чего я вообще хочу от жизни. Я тогда сказал, что у меня будет всё – квартира, работа, учёба. Мне кажется, она к этому скептически отнеслась, но я-то в это верил. Вскоре Сергей отправился учиться резьбе по дереву в Волоколамск, где есть специальный центр реабилитации по зрению. Там познакомился с будущей женой. Потом были Ульяновск (здесь супруга училась на массажиста), Казань, поездки из Казани в Испанию. В казанско-испанский период он расстался с женой и, выбирая где поселиться, сначала жил в Калининграде, но затем выбрал Курск. Здесь очень сильное общество слепых – незрячие люди чувствуют себя защищёнными. Курск – тёплый и круглый – Я очень надеюсь, что тут он осел насовсем, – улыбается Юлия. – Так же, как и я. Я ведь сама из Сибири, родилась в Забайкальском крае, затем были Новосибирск, Томск… Так я постепенно, по учёбе, подъезжала к Курску. Город мне сразу понравился, он меня принял. Я через неделю после приезда в Курск в 2014 году по ближайшим объектам уже сама ходила. Думаю, ну раз я так быстро начала в городе ориентироваться, значит, это мой город и я стану его частью. Юлия не видит с рождения. И когда спрашивают, каким она воспринимает Курск, не задумываясь отвечает: – Круглый! Потому что как ни едешь в маршрутке – то через Запольную, то через центр – всё равно куда надо попадаешь. Тёплый и круглый город. Мне понравилось здесь. Я вообще не люблю большие города, хотя я была и в Москве, и в Питере, и в Новосибирске жила. – А Москва – какая она? – Она холодная, вытянутая, шумная, напоминает товарный поезд, большой, многовагонный. Новосибирск тоже холодный поезд, но поменьше. Питер… хоть он и холодный по погоде из-за близости Финского залива, но в моём восприятии он не холодный, а тенистый, прохладный как какой-то большой книжный магазин. А Курск – это дом, большой весёлый дом. Люди всегда готовы помочь. – Нам некогда ныть, – добавляет Сергей. – Многие нарисовали в своём воображении страдания и живут в них. А на самом деле люди свободны, и человек может реализоваться независимо от обстоятельств, и этому много примеров. Творчество так захватывает человека, что ему некогда думать о плохом. Зачем ходить в темноте и быть всем недовольным, если можно жить по-другому, стать светлым. Здесь, в Курске, много интересного, а я вообще такой человек, что получаю от жизни удовольствие, постоянно у меня случаются какие-то сюрпризы. КСТАТИ Беречь оборудование и голос – Улица вокалисту даёт важный опыт, – уверен Сергей Бойков. – В сборном концерте ты обычно поёшь минут пять. А здесь это не одна-две песни, а десять как минимум. Когда человек только начал и поёт на связках, уже на третьей песне ему будет тяжело, он устанет. Если голос поставлен – подача идёт изнутри. – В группе условия такие, – объясняет Юлия. – Когда выступаешь один – берёшь два часа, а если два и более человек – три часа. Сначала поёт минут 30-40 один, потом другой, и так чередуемся. Иногда поём дуэтом. На зимних улицах Сергей и Юлия петь пока не пробовали, холодно. Хотя некоторые музыканты поют и в холодное время года. – Нужно беречь и оборудование, и голос, – считает Юлия. – На открытую площадку я бы петь не пошла, в переход, может быть, спустилась бы на часик-полтора, здесь волнуюсь даже не столько за голос, сколько руки надо беречь. Незрячим людям очень тяжело выступать в перчатках. Есть у меня специальные, с сенсорным пальцем, но руки всё равно мерзнут. Да, под Новый год, когда в атмосфере витает волшебство, есть возможность заработать, потому что люди добрее, отзывчивее, и чудеса случаются, особенно если репертуар соответствующий, новогодний, зимний. Вероника ТУТЕНКО Фото автора

Улица – это та же сцена
© Курская правда