Войти в почту

Что будет с российским кино в отрыве от западного влияния? Отвечают участники самого восточного кинофестиваля

Самый восточный российский кинофестиваль «Меридианы Тихого» приближается к своей кульминации: совсем скоро жюри объявит победителей. Во время фестиваля кинокритик Юлия Шампорова поговорила с гостями и участниками о месте российского кино между Востоком и Западом и перспективах его развития на ближайшие годы.

Что будет с российским кино в отрыве от западного влияния? Отвечают участники самого восточного кинофестиваля
© Super.ru

Вадим Абдрашитов, режиссер, народный артист России

Восток или Запад? Я не могу ответить на этот вопрос, потому что до конца не понимаю, что такое кино Востока, а что такое кино Запада. В современном мире картины оценивают не по принадлежности к каким-то странам, а по качеству. Несколько лет назад на фестивале «Меридианы Тихого», где я был в составе жюри, мы посмотрели гениальный филиппинский фильм «Обратная сторона Луны». Два с лишним часа, и все снято одним планом. Это кино, сделанное в Азии, абсолютно «мирового» качества. Качество не может быть предписано Западу или Востоку, согласитесь? Кино как искусство — лучшее средство против изоляции. Средство обобщения и погружения в жизнь.

Ольга Хохлова, актриса

Я с надеждой смотрю на будущее российского кино. У нас столько талантливых людей! Вот сидит Мокрицкий, и он выше, чем Голливуд. Он работает сердцем, размышляет над отношениями между людьми. Если кино снято от души и рассказывает об общечеловеческих ценностях, о движениях души, то оно не может не тронуть зрителя. А восточное оно или западное — не имеет значения.

Сейчас идет премьера «Начать сначала» — cпортивной драмы про регби, в которой у меня одна из главных ролей. Это очень серьезное кино: учит побеждать, вставать с колен. Упал, поднялся, побежал. Это вечные темы, которые всегда будут актуальны.

Один из самых больших компромиссов — найти баланс между искусством и коммерцией. Конечно, легче снять комедию, которая соберет кассу. Авторы вынуждены думать в том числе и про окупаемость. Если же ты снимаешь такое кино, как «Начать сначала», то ты неизбежно попадаешь на деньги. Пожалуй, это сейчас главная проблема и головная боль.

Сергей Мокрицкий, режиссер

Наше кино — часть культуры в самом широком смысле. Оно «выросло» из великой русской литературы, из русского театра, и продолжает эти традиции. Тенденции в российском кино сегодня? Это слишком сложный для меня вопрос. Я маленький режиссер, а тенденции — это к продюсеру.

Наталья Мокрицкая, продюсер

Для меня российское кино — это кино Востока, потому что наш менталитет по своей сути, конечно, не западный. В нас столько всего намешано, и у нас настолько все непросто: и в душе, и в голове.

Я считаю, что кино для аттракциона не наш путь. Нам нужно возвращаться к себе. Перед нами закрыли западные рынки, но у нас есть наши восточные партнеры. Я имею в виду не только Китай, но и Среднюю и Центральную Азию. Пора вспомнить друг о друге и снова начать работать вместе.

Алексей Учитель, режиссер, народный артист России

Я думаю, что дело не в географии, а в том, чтобы российское кино было талантливым, национальным и мощным и чтобы его полюбили зрители.

Все последние годы наше кино идет на подъем, а сейчас сложилась такая ситуация с кинопрокатом, которая может дать ему новый импульс — мы можем показывать еще больше своего. Для всех нас это испытательный срок, и все зависит от того, как мы его выдержим. По-настоящему знаковых картин не может быть много. Это касается не только российского кинематографа, но и любого другого — и Голливуд здесь не исключение.