"Цель произведения искусства — чтобы люди становились лучше": главные фильмы Масленникова

"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1979-1986)

"Цель произведения искусства — чтобы люди становились лучше": главные фильмы Масленникова
© ТАСС

Широкую известность Игорю Масленникову принесла серия фильмов по детективным произведениям Артура Конана Дойля, в которых снялись Василий Ливанов и Виталий Соломин. Ливанову досталась роль Шерлока Холмса, а Соломину — персонаж его верного помощника доктора Ватсона. Сейчас в живых остался только Василий Ливанов.

Мэтр отечественного кино любил делать детские фильмы, и "Приключения Шерлока Холмса" также были создан для детей, признавался режиссер. Но далеко не все поняли, почему основной аудиторией Масленников назвал юное поколение, ведь среди взрослых картина пользовалась не меньшим интересом. На это создатель детективной серии отвечал так: "Уверяю вас, что это для детей. Когда взрослые это смотрят, в них просыпается детство. Реально это тоже как бы байка забавная, причем совершенно без крови, без пыток, ужасов, стрельбы. Это тоже для детской аудитории — такая щадящая детективщина".

"Пиковая дама" (1982)

Говоря о любви снимать кино для детей, режиссер не мог не взять за основу хотя бы одно из произведений писателя Александра Сергеевича Пушкина, с творчеством которого так или иначе все знакомятся в юном возрасте. Так в свою "Пиковую даму" Масленников положил сюжет одноименной повести классика про тайну трех карт. Ее в фильме пересказывает Алла Демидова. Роль Германна, которому посчастливилось услышать про мистическую тройку, досталась Виктору Проскурину. А хранительницей тайны трех карт стала Елена Гоголева.

Бюджет был ограничен, да и тема пушкинской эпохи к тому времени, казалось, уже многим наскучила. Тем не менее это не помешало режиссеру отснять одну из самых любимых зрителями экранизаций. Сам Масленников говорил, что это фильм, которым он гордится больше всего и считает своим лучшим.

"Ярославна, королева Франции" (1978)

Своей главной аудиторией Игорь Масленников считал женщин. "Мне всегда была интересна женская судьба", — говорил режиссер. Его слова нашли свое подтверждение в мелодраме "Зимняя вишня" и в фильме "Ярославна, королева Франции", в основе которого лежит реальная история.

Автор картины обратился к истории Древней Руси, рассказав о путешествии дочери Киевского князя Анны Ярославны. Путь девушки к ее незнакомому жениху, королю Франции Генриху I, проделанный ей через всю Европу, растянулся на целых два года. И за то время, что идет фильм, зритель наблюдает эволюцию Ярославны — как из капризного ребенка она превращается в настоящую королеву.

"Зимняя вишня" (1985-1995)

Но куда большая страсть Масленникова рассказывать о женских судьбах раскрывается в трилогии "Зимняя вишня". История Ольги (ее сыграла Елена Сафонова) и ее любви к женатому мужчине, который все никак не может уйти от жены (режиссер в очередной раз отдал главную мужскую роль Виталию Соломину), а также других одиночек, не сумевших построить личную жизнь, отозвалась у миллионов женщин.

Успех фильма, который режиссер связывал прежде всего с честностью создателей, решивших не оправдывать мужские грехи, был настолько ошеломительным, что Масленников планировал снять четвертую часть.

Анастасия Харчишена