Звезда "Зеленого слоника" Сергей Пахомов рассказал о помощи людям после "Битвы экстрасенсов"
- В фильме "Сказка для старых" интересный актерский состав - помимо профессиональных актеров, например, Кирилла Полухина, в каст вошел Андрей Бледный из музыкальной группы "25/17" и многие другие необычные для сферы личности. – Это нормальная практика для nonprofit-деятельности. Круг людей собирается не ради наживы, а чтобы создать продукт. Это напоминает "Фабрику" Энди Уорхола. Здесь есть момент сообщества. - Получается, вам было весело работать? - А мне всегда весело! - Мне показалось, основной посыл картины заключается в том, что грань между миром живых и миром мертвых достаточно условна и размыта. - Дело в том, что по заявленному формату этот фильм - психоделическая сказка. В сказках всегда рассказывается и о мире мертвых, и о мире людей. Поэтому и в фильме "Сказка для старых" все работает именно с позиции сказочности - человек вроде жив, а вроде и нет… Пребывает в пяти человеческих инсталляциях. - Какую функцию выполняет ваш персонаж? - У меня небольшая роль человека со странностями, но достаточно активного и общительного. Такой полуюродивый образ. В медийном плане это также мой типаж. Я работаю с юродством и иносказательностью, набором эзотерическо-мистических образов. Да, да...В фильме такой же герой получился. - Вам приходилось лежать в психиатрической лечебнице. Это отразилось на вашем творчестве? - Да, это повлияло. Там люди раскрепощенные, и за ними интереснее наблюдать. Если не говорить о тех, кто подвергся медикаментозному воздействию. Оно усыпляет человека, чтобы тот не хулиганил. В больнице лежат люди с разрушенным по той или иной причине сознанием. Например, один мужчина - сосед по палате - сошел с ума из-за того, что строил дачу. Был еще мальчик из другого города. Ему казалось, что в общежитии все шумят - и на этом фоне впал в депрессию. Много было персонажей различного толка… - Кажется, что сложно постоянно играть сумасшедших персонажей. - Я думаю, подобное свойство есть в моем характере изначально. При этом я, конечно, не езжу целыми днями по сумасшедшим домам, чтобы выискивать персонажей. Просто когда-то это отозвалось во мне и развилось до такого лирического героя. - Вернемся к фильму. Некоторые поклонники начали сравнивать его с работами Алексея Балабанова. Что вы скажете по этому поводу? - Вообще, сравнивать - дело неблагодарное. Все что угодно можно сравнить. Но некоторые близкие моменты налицо: все-таки и у Балабанова, и в "Сказке для старых" речь идет о России, о знакомых нам реальностях. В образах тоже есть сходство. Например, это персонажи полумаргинального толка, эзотерические бандиты. - Вы участвовали в этом фильме только как актер - или же еще помогали и в качестве художника? - Нет, "Сказка для старых" - чисто питерский продукт, поэтому я решил со своим укладом в чужой монастырь не лезть. И к моменту моего прихода киногруппу уже утвердили. Единственное, я сам подбирал костюм для съемок. Но у меня, конечно, есть опыт работы художником-постановщиком. - Вы часто называете себя "художником-экстрасенсом" и оперируете термином "магия". Например, назвали фильм "Зеленый слоник", который запретили в России, "магической практикой". Что для вас значит та самая "магия"? Вряд ли же это то, что показано в "Гарри Поттере"... - Художник-экстрасенс - чистая правда, я ведь и в передаче "Битва экстрасенсов" участвовал. Прежде всего - делал это как художественный акт. Магия для меня - это чудо, инъекция счастья. Например, взглянул на что-то, и пришло магическое состояние. Это ежесекундная радость бытия. - То есть, занимаясь искусством, вы просто дарите людям счастье? - И не только я! Думаю, у "Газеты.Ru" есть похожие профессиональные задачи как у медийного ресурса. Конечно-конечно! Зачем нам несчастье? Его и так слишком много. - Вы говорили, что после участия в "Битве экстрасенсов" к вам обращались люди с просьбой о помощи. Какого рода была эта помощь? - Такой же, что и на самой передаче. Например, поиск пропавшего человека, ответ на важный для человека вопрос, связанный с жизнью. Самый распространенный вид обращений был от людей, которые хворали и разочаровались по тем или иным причинам в современной медицине. Но я это хозяйство не практикую особо, потому что оно требует много сил. Надо входить в другого человека, а каждый человек - вселенная, по которой надо плыть. Мою психику это сильно истощает, если постоянно практиковать. Разовые случаи могут быть. Мир наполнен тайнами. У него есть видимая и невидимая нам формы, другие контакты и договоренности. Если экстрасенс настроится на ситуацию, то у него может появится верный ответ на интересующий человека вопрос. Если, конечно, говорить не о ряженых в экстрасенсов жуликах, а практикующих специалистах. - Вы сказали, что проекты по типу "Битвы экстрасенсов" требуют большой эмоциональной отдачи. - Конечно! Когда что-то делаешь и погружаешься в это, то, с одной стороны, испытываешь счастье, но с другой - мощнейшую усталость. После больших проектов, в которые я отдаюсь с головой, чувствую себя усталым - как после транса. - Каким образом восстанавливаетесь? - Ой, обычным отдыхом и сном. Впадаю в овощеобразное состояние, некую медитацию без лишних мыслей, чтобы прочистить голову. - Давайте поговорим о вашем образе деда Пахома. Почему люди полюбили его? - Думаю, он сопрягает в себе свойства, которые в русском воздухе болтаются. К тому же - сам персонаж добрый и нелепый в каком-то смысле. Не холодный накаченный красавчик, а юродивый. Это очень хорошо привлекает именно молодежь. Возможно, они еще не знают, что чувствуют. Надо сказать, что Пахом, как и любое произведение, развивается со внешними и внутренними изменениями: например, становится более уставшим или, наоборот, слаженным внутри себя. - Почему он не пользуется соцсетями - кроме изредка появляющихся роликов в Instagram? - Я пассивно пользуюсь небольшим количеством мессенджеров, но не с утра до вечера. Хотя иногда могу и сутками сидеть. Я все-таки современный человек. Но дело в том, что сейчас они запрещены... - Не все же. - Большинство. Я не очень этой темой интересуюсь, но иногда в новостях проскакивает, что кого-то оштрафовали… - Казалось ли вам, что созданный образ деда Пахома полностью захватил вас? - Бывает, что лирический герой начинает доминировать. Задача профессионального художника все это гармонизировать: не давать особо расходиться Пахому и стараться связать в сбалансированный коктейль. Иначе можно сойти с ума! Кстати, поэтому я и не завидую профессиональным актерам. Сколько же надо за весь актерский опыт превратиться из одного человека в другого? Им, наверное, сложно даже собой оставаться. Они всегда в процессе игры находятся. Но не все! Все зависит от характера. - Каким образом вы не даете расходиться Пахому? - Дело в том, что мы живем в трехмерном пространстве. Поэтому за Пахомом наблюдает маленький сателлит. Он помогает поддерживать связь с реальностью. Если у художника не будет этого наблюдателя, он не сможет отдавать отчет своим действиям. Это уже будет кликушество и неконтролируемый бред. В искусстве нужно стараться себя контролировать и наблюдать за своими действиями. - Благодаря своей деятельности в изобразительном искусстве вы посетили много выставок, в том числе и на Западе. Сейчас вы считаете себя скорее русским художником или тяготеете к интернациональности? - Раньше относил себя к интернациональным художникам, а теперь - к русским. Все-таки я пытаюсь что-то сделать на основе русской культуры. Интернациональный опыт был, и, думаю, он необходим каждому художнику. Это позволяет накопить информацию, посмотреть вокруг и уже после этого делать выводы. - В одном из своих интервью вы признавались, что ваша деятельность - "безадресное чудакование". Кому посвящены ваши перформансы? - Все достаточно просто. Есть самый распространенный метод: все что ты делаешь - для себя. Когда я занимаюсь площадными выступлениями или с каким-то количеством людей, то, конечно, с ними взаимодействую и уважительно ко всем отношусь.