Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве

642 года назад, в сентябре 1380 года, на поле Куликовом русские и ордынские войска встали друг напротив друга. Поблизости от них текли воды реки Непрядва. Отряды Дмитрия Донского атаковали первыми, но сил им ощутимо не хватало. Ожесточенный бой заявязался с наемниками - черкесами Северного Кавказа и фрягами Западной Европы. В сумятице решить дело позволило вступление в бой запасного полка — свежих войск русских. Темник (полководец) и правитель Орды Мамай бежал с поля, оставив лежать на нем своего господина - юного хана Мухаммада. Мамай уносил с собой память о том, зачем пошел войной на Русь, и с чем ему не удалось совладать за годы правления: о потерянных деньгах.

Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве
© ТАСС

Мамай не хочет войны?

Вопреки сложившимся представлениям, причины столкновения между Русью и Ордой лежали не только в области культурных и политических противоречий. Со времени монгольских завоеваний Русь платила дань Орде. В 70-е годы XIV века поток серебра из Московского княжества иссяк. Мамай требовал денег, но не мог получить ничего, причитавшегося от Москвы.

На мысль перестать платить Орде Дмитрия Донского наводили вести из Степи. В начале десятилетия кочевников задела одна из волн пандемии XIV века — чумной. Русь поветрие обошло стороной. Положение давало возможность пересмотреть соотношение сил.

С Москвой Мамай пробовал замириться, приняв в своей резиденции кандидата в митрополиты москвича Михаила. И делал шаги навстречу независимому княжеству в Твери, надеясь направить его силы против Москвы. Однако восстановить налаженный поток денег с Руси дипломатическими средствами не смог.

Не татарское войско?

Когда войска Дмитрия Донского и его союзников подошли к полю Куликову, против них выступили заметные, но разрозненные силы. В распоряжении Мамая находились девять тюменов — потенциальной численностью по 10 тыс. человек. Но после эпидемии степи не обеспечивали набора. Мамай вынужден был обратиться за помощью к иноземцам. Поэтому против русских на поле Куликово вышли не только тюрки, но вместе с ними и наемники генуэзцы (а возможно, другие итальянцы и западноевропейцы), черкесы Северного Кавказа и армяне. Для затяжного столкновения эти силы не годились. Военные профессионалы сдержали первый удар Дмитрия, но разбежались, оставив Мамая, когда подоспели свежие силы русских.

Позже родилась одна из легенд о поле Куликовом. Упомянутое в источниках слово "фряги" имело несколько значений, одно из которых "житель Генуи". В кругах евразийцев утвердилось представление о Мамае как правителе, пробовавшем навести мост между Востоком и Западом. Ордынец якобы выступил как союзник католических держав, надеявшихся взять под контроль древнерусский экспорт. Участником интриги называли даже папу римского.

В наши дни это ставят под сомнение. Согласно источнику XV века "Уставу для генуэзских колоний на Черном море", торговая республика располагала лишь десятками, в лучшем случае — сотнями воинов в Причемноморье. И нет причин считать, что Мамай, обратись он за помощью, получил бы всех их: республика едва стала бы оголять свои тылы. Это значит, что если генуэцы и были в его войске, то насчитывалось их мало.

Возможно другое понимание: слово "фряг" у древнерусских авторов, писавших о поле Куликовом, имело более широкое значение — итальянец, включая неаполитанцев, и даже любой выходец из Западной Европы. Но какими путями эти люди попадали в степь, остается неясным.

Не Пересвет и не Ослябя?

Эмоциональная кульминация Куликовской битвы — сражение русского воина Пересвета с ордынским силачом Челубеем — также не вписывается в канву установленных исторических фактов. На картине Васнецова, посвященной их бою один на один, славянский воин изображен в монашеской одежде, что соответствует исторической традиции, видевшей в нем инока. Однако в памятнике XIV–XV веков "Задонщина" герой представлен иначе: "поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспехом посвечивает". Обнаружены и другие источники, указывающие, что Пересвет и Ослябя оставались мирянами: они находились на военной службе у брянского князя Дмитрия. В исторической реальности они не имели отношения к Сергию Радонежскому, а под началом Дмитрия Донского оказались при чрезвычайных обстоятельствах.

Вполне вероятно, причисление обоих к духовенству — результат ошибки переписчика. Перед смертью Ослябя постригся в монахи, из-за чего его имя и стали отождествлять с Церковью. Пересвет же в ранних источниках именовался "братом" Осляби, что поняли иносказательно как братство во Христе. Впрочем, в атеистические времена от христианских образов отказались. Созданная в 1943 году картина Михаила Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" — самое знаменитое изображение боя. На нем богатырю возвратили его мирской облик, в котором он перед глазами зрителей сражается с ордынским супостатом один на один.

И не Сергий Радонежский?

Судя по современным представлениям, православный святитель не должнен был иметь прямого отношения к Куликовской битве. В исторической литературе с конца XX века утвердилось мнение, что эпизод, предшествовавший сражению, - встреча между великим князем и основателем Троице-Сергиева монастыря - не более, чем позднейшая вставка. Аргументов несколько: во-первых, в свидетельствах XIV века о благословении Сергия не сообщается ни словом. Впервые этот эпизод упомянут лишь веком позже, когда живая память о событии уже была утрачена. Во-вторых, встреча Сергия и Дмитрия перед боем сомнительна с точки зрения логистики: путь на Куликово поле (к югу от Москвы) лежал мимо Сергиева монастыря, расположенного к северу. Кроме того, отправляться слишком далеко за укреплением в силах московскому князю не требовалось: ближайший сподвижник святого Сергия его племянник Феодор нес постриг в Симоновом монастыре на территории Замосковоречья. Иногда задаются вопросом: нуждался ли Дмитрий в благословении? Разыгравшийся накануне битвы конфликт развел по разные стороны двух кандидатов на митрополичий престол - Алексия и Киприана. Дмитрий Донской поддерживал первого, Сергий Радонежский - второго. Есть основания полагать, что в критический момент времени перед сражением отношения между князем и святым оставляли желать лучшего.

Мамай не был узурпатором

Заблуждения затрагивают и противника русских Мамая: его причисляют к нелегитимным правителям со следующим из этого выводом: темник якобы был низвергнут в ходе затяжной, но при этом объяснимой борьбы за власть. Роль и значение Дмитрия Донского при таком подходе меняются: из борца за национальное освобождение он превращается в исторического деятеля Степи, пытавшегося не обособиться, а навести порядок в раздираемой смутами стране - Золотой Орде.

В действительности оснований видеть в Мамае узурпатора нет. Не имея прав на престол, полководец неукоснительно следовал степным традициям, держа при себе молодых и зависимых номинальных "ханов". С этой стороны, потеря, понесенная им на поле Куликовом, была невосполнимой. После атаки русских жизни лишился хан Мухаммад, который не должен был участвовать в схватке, поскольку выполнял совсем другую функцию: присутствовал, чтобы воплощать собою законную власть. Других потомков Чингис-хана под рукой у Мамая не было. Бежав в степи, темник действительно столкнулся с потерей легитимности, и от него стали откочевывать прежде верные тюмены.

Появление на горизонте нового претендента на власть оказалось как нельзя некстати. Выходец из казахских степей Тохтамыш хоть и по боковой ветви, но являлся родственником законных правителей Золотой Орды - потомков Чингиса. Вопреки устоявшимся представлениям о степняках как примитивном обществе, закрыть глаза на династическое право среди них отваживались немногие. Чаша весов стала склоняться в сторону нового претендента. И неудивительно, что когда Мамай сразился с Тохтамышем, не смог убедить в своих правах Степь и был наголову разбит конницей претендента.

После катастрофического поражения бывшему правителю Золотой Орды оставался единственный путь — в земли предков, лежавшие на юге. Последний акт исторической драмы разыгрался на берегу Крыма, где Мамай, преданный всеми, лишился жизни. Одни считают его убийцами ордынцев, другие — генуэзцев. Или, может быть, все произошло иначе?

Мамай не похоронен на месте Мамаева кургана

Поздняя легенда, связанная с Мамаем, набрала силу уже во второй половине XX века. В ее основе — наивная этимология, ставящая знак равенства между разными людьми, жившими в отдаленные эпохи и носившими имя Мамай. На деле в таком совпадении нет ничего необычного — ведь оно представляет форму популярного имени Мухаммад. Но в городе Царицыне, ставшем впоследствии Сталинградом, многие верили, что Мамаев курган на берегу Волги — не просто созвучен имени темника, а послужил еще ему и местом последнего упокоения. Тем более что поблизости — на Нижней Волге и правда раскопаны покинутые жителями города Золотой Орды.

После Сталинградской битвы обаяние легенды только укрепилось. Рассказывали о могиле Мамая, спрятанной в толще холма, где ордынский полководец якобы покоится, похороненный с почестями в золотых доспехах. Главное сражение XX века, по этой версии, разыгралось именно на его костях.

Шансов, что эта гипотеза окажется верной, с самого начала было немного. Захоронение Мамая естественно искать там, где теряются его следы, — в Крыму. В 1990-х ученые, поставившие себе целью найти кости Мамая, добились успеха: обнаружили гробницу темника в окрестностях поселка Старый Крым у могильного холма, известного как Шах-Мамай.

Когда усыпальницу вскрыли, глазам ученых предстала картина запустения. Оставленного воинами и слугами бывшего правителя похоронили бедно, как полагалось изгнаннику. "Это захоронение, весьма заурядное с погребальной точки зрения [...] привлекло наше внимание устройством домовины и размерами погребальной ямы", — отыскали интересные стороны археологи. Но может быть, погребальная яма таит в себе символ?

Боровшийся до конца за огромную власть Мамай, словно в насмешку, лег в могилу много больше себя по размеру. Длина похоронного углубления составила гигантские 2,9 м. В то время как темник, пробовавший вернуть Орде власть над Русью, на деле был почти карликом — всего 1,5 м. Ценных вещей, чтобы отправить в последний путь вместе с незадачливым хозяином степи, у устроителей похорон не нашлось.

Игорь Гашков