Продюсер Александр Митрошенков: время западных форматов прошло
Продюсер, журналист, вице-президент Академии российского телевидения, президент компании AVM Media Александр Митрошенков 27 сентября отмечает 65-летие. Благодаря ему стали популярными многие программы, среди которых "Большая стирка" на Первом канале, "Суд времени" и "Прямой эфир" на "России-1", "Ты — cупермодель" на СТС, "Кандидат" на ТНТ, "Искатели" на канале "Россия-Культура". С начала 1990-х годов Митрошенков занимается развитием детского и просветительского телевещания. Он продюсирует проект "Спокойной ночи, малыши!", который смог сохранить в эфире. Сегодня телекомпания Митрошенкова производит многие проекты российского телевидения — "Малахов", "Когда все дома", "Привет, Андрей!", "Песни от всей души" и другие.
Корреспондент ТАСС поговорил с юбиляром о телевидении в России, о передачах, над которыми работает продюсер, о борьбе телевидения и интернета. Митрошенков вспомнил и о своих последних встречах с Владиславом Листьевым и Сергеем Супоневым.
— Александр Викторович, как сейчас меняется медиапотребление?
— Слово "медиапотребление" мне не нравится. Мы будем говорить о том, как меняется телевидение. Конечно, то, что сейчас идет специальная военная операция, серьезно повлияло на телезрителей. Помните, был знаменитый роман братьев Вайнеров "Эра милосердия"? Именно по этому роману сняли фильм "Место встречи изменить нельзя". Если бы меня спросили, как бы охарактеризовал сегодняшний день, я бы сказал — эра честности. Потому что сегодня телезрители не воспринимают телеэфир, если там есть хоть малейшая нота неправды или недосказанности. Сейчас требуется только предельно открытый разговор.
— Вы могли бы привести какие-нибудь примеры?
— Один из примеров — суперуспешный старт проекта "Песни от всей души". Он стал лидером по доле просмотров практически с первого выпуска. "Песни от всей души" смотрит каждая семья в России.
— Чем это объяснить?
— Эта музыкальная передача для людей и о простых людях. Люди, которые могут добиться успеха независимо от возраста. Это может быть автор песни, ставшей хитом в интернете, набрав миллионы просмотров. Или, например, жительница поселка Котово Курской области 72-летняя Нина Кофанова, которая просто играет на гармошке, но по воле судьбы стала главной героиней всей округи, а у нее несчастная судьба: давно умер муж, единственный сын умер в десять лет. Нина Николаевна пришла к нам на передачу и спела песню "Мама, милая мама". У нее сломалась гармошка, и мы подарили ей новую. Теперь эту песню поет вся страна. В одной из передач мы позвали молодых людей Ульяну Молокову и Николая Цыганкова, которые десять лет назад на обычный телефон записали песню "Малолетняя дочь". Она набрала в интернете более 10 млн просмотров. По тем временам — просто фантастика. Ребята пришли к нам в студию — они больше не занимаются музыкой и даже не встречались с того времени. В студии они заново записали эту песню, уже в современной обработке. И она опять стала мегахитом.
— Чем так цепляет зрителя передача?
— "Песни от всей души" — это не только о песнях, но больше о людях. Мы рассказываем, как герои живут, иногда это до слез. Зрители видят реальную жизнь, которая попадает в кадр. Это делает программу непохожей на другие. Телеэфир, поймавший настроение людей. Помните, я говорил про эру милосердия? Кстати, идея этой передачи давняя, принадлежит Андрею Малахову и Наталии Галькович. Но именно сейчас наступило время "Песен от всей души".
— Александр Викторович, на ваш взгляд, верно ли мнение, что интернет практически заменил телевидение? Тяжело ли с ним конкурировать?
— Для меня не существует борьбы интернета с телевидением. Возьмите, например, Ксению Собчак: с ней работают редакторы, режиссеры, операторы, серьезная техническая поддержка. Для того чтобы чего-то добиться в интернете, нужно все делать профессионально. А где взять профессиональные команды? На улице их не найдешь, они есть только на телевидении.
— То есть вы считаете, что интернет не заменит телевидение?
— Происходит определенное слияние телевидения и интернета. Не интернет захватывает телевидение, а телевидение поглощает интернет.
— Но убеждение среди людей обратное…
— Да, но это не так. Если вы смотрите телевидение на гаджете, у вас складывается ощущение, что вы пользуетесь только интернетом, но он лишь доставляет контент, созданный на ТВ. Десять лет назад, во время одной из своих поездок в Японию, я обратил внимание, что в метро многие японцы смотрят телепрограммы на телефоне. И это, кстати, меняет уже само телевидение — требуется иная подача картинки: мелкие детали не видны, требуются крупные планы. Нам надо это сегодня учитывать.
— На ваш взгляд, изменилось и изменится ли ТВ в условиях санкций?
— В ближайшее время многие западные форматы уйдут. Их очень много на нашем ТВ. Что такое западный формат, созданный в других странах? Продукт, который ты должен повторить. Тебе дают библию, описывающую проект. Это талмуд в тысячу страниц. Тебе жестко диктуют — герой должен быть таким, конфликты — строиться так, а картинка снимается с такого ракурса. Например, я снимал проект "Ты — супермодель". В американской версии он называется Top Model, его ведущая — топ-модель Тайра Бэнкс. Мне дали описание, как подбираются девушки для проекта. Пришлось бороться. Но я даже поменял ведущих. У меня стала не топ-модель, а Федор Бондарчук. Кстати, даже американцы согласились — это успех. Еще бы, у мужчины в таком проекте глаз горит.
— Получается, нужно создавать свое?
— Конечно. В далекие советские годы у нас было три формата, которые были созданы в СССР. Сможете назвать?
— "Что? Где? Когда?"
— Да. Еще КВН и "Спокойной ночи, малыши!". Мы можем создавать и творить. Время западных форматов прошло, и наступает, как я это называю, кроме эры честности эра продюсеров. Тех, кто не боится вкладывать свои деньги в проекты.
— Чего сегодня не хватает? Чему стоит уделять больше внимания?
— Детскому контенту! С детских лет мы должны формировать взгляды, модель поведения. И восприятие Родины будет таким, каким детям его заложат. Я сохранил для зрителей передачу "Спокойной ночи, малыши!". Есть еще только один продюсер, который сумел что-то сохранить — Юлиана Слащева. Ее заслуга — новая жизнь "Союзмультфильма". Мы бились вместе, чтобы вернуть рекламу в детские передачи. Это очень важно, потому что, когда убрали рекламу из детских передач, каналы перестали их показывать. Хотели как лучше, получилось как всегда. Мы с Юлианой сохранили многие национальные образы: крокодила Гену, Хрюшу, Степашку, Чебурашку.
— Программа "Спокойной ночи, малыши!" тоже формирует взгляд ребенка?
— Конечно. Кстати, каждый сценарий, каждая сцена строится на драматургии национального менталитета. В чем уникальность "Спокойной ночи, малыши!"? Соединены интермедия и анимационный фильм. С чего, кстати, начались "Смешарики"? Я поставил первые серии в эфир "Спокойной ночи, малыши!". И они поднялись в популярности, как на лифте, став мегахитом.
— Большой популярностью сейчас пользуются онлайн-кинотеатры. Как вы думаете, могут ли они со временем вытеснить традиционное телевидение?
— Если взять и сравнить, каким было внимание к онлайн-кинотеатрам во время пандемии и каким оно стало сейчас, видна огромная разница. Сегодня у них скорее больше проблем, чем успехов. Если они всерьез займутся детским и молодежным контентом, документальными и научно-популярными проектами, все может измениться.
— Пару лет назад вы говорили, что если будет задача создать "Новогодний огонек" в прямом эфире, то вы с этим справитесь. Нет ли таких планов?
— Сейчас новогодние программы пишутся аж в ноябре. Но если, например, "Песни от всей души", о которых я уже говорил, выйдут в новогоднюю ночь в прямом эфире, то они выиграют. Мы пока сделали другой интересный проект — детский новогодний огонек. Он уже два раза был в эфире и стал хитом.
— Александр Викторович, как будете отмечать юбилей?
— Обычно приглашаю друзей на культурные события. В свой день рождения я приглашал на премьеру балета Джорджа Баланчина "Драгоценности" в Большой театр. В другой год это был концерт Владимира Спивакова.
Ходили на выставку Валентина Серова в первый день ее работы, на концерт Юрия Башмета. Кстати, даже один раз я уговорил Никиту Михалкова показать свою картину для моих друзей до официальной премьеры.
— Александр Викторович, если вернуться к теме, какие качества необходимы продюсеру?
— Первым продюсером на российском телевидении стал Владислав Листьев. Настоящим. А теперь о грустном. Я был последним, кто видел Владислава Листьева живым. Мы с ним встретились у центральных лифтов в "Останкино". Он только закончил писать программу "Час пик". Сказал, что сейчас заедет домой, а после этого поедет на совещание, посвященное созданию Общественного российского телевидения, сейчас это Первый канал, я тоже должен был там быть.
Мы дружили с Листьевым, я хорошо его знал. Он тогда улыбнулся, и я заметил, что у него как-то странно светятся глаза изнутри. Я тогда тоже спешил, на встречу с Андреем Разбашом. Только мы встретились — раздался звонок от Альбины, жены Листьева. Она сказала: "Во Влада стреляли". Мы помчались к его дому, тогда еще не зная, что в него не просто стреляли, а убили. К сожалению, я еще раз видел, как светятся глаза изнутри. Это было в пятницу, я сидел с замечательным ведущим моей программы "Зов джунглей" Сергеем Супоневым у себя в кабинете на девятом этаже "Останкино". Мы обсуждали новые проекты, фактически создание русского "Диснея". Планировали в течение полугода десять программ для детей. Вдруг у него тоже странно засветились глаза. Я тогда не вспомнил о Листьеве. А прощаясь, Сергей сказал: поеду за город, хоть немного отдохну. А на следующий день мне позвонил товарищ и сказал: "Суп (так мы звали Супонева) погиб".
— Давайте попробуем о хорошем… В день рождения принято принимать поздравления, может быть, вы хотите пожелать что-то зрителям?
— Я продюсер, а скорее даже инвестор в новые проекты. Сейчас такое тяжелое время, когда кажется, что многое рушится. Но я считаю, что именно сейчас и надо начинать двигаться дальше — только вперед. Самое страшное — сидеть на месте. Потому что движение — это жизнь.
Беседовала Полина Богомолова