Почему у Тарасовой и Морозова в обеих программах лучший музыкальный выбор? Разбор с композитором выступлений танцоров и парников
Вместе с композитором Александром Гольдштейном «Матч ТВ» анализирует музыку к новым программам представителей парных видов фигурного катания, которые они презентовали на контрольных прокатах. Наш эксперт уже более полувека редактирует музыку для фигурного катания. Работал с олимпийскими чемпионами, среди его клиентов разных лет дуэты Пахомова-Горшков, Линичук-Карпоносов, Бестемьянова-Букин, Навка-Костомаров, Дэвис-Уайт и Виртью-Мойр. Композитор создавал музыку для Евгении Тарасовой и Владимира Морозова, Виктории Синициной и Никиты Кацалапова в период их тренировок у Марины Зуевой, а для Анастасии Мишиной и Александра Галлямова редактировал программы в прошлом сезоне. Музыка для коротких программ парного катания. «Люди старшего поколения могли бы охарактеризовать это одним словом: «нафталин» Здесь отмечу и очень хороший выбор музыки, и совсем неудачный. Приятным сюрпризом стал выбор для программы Дарьи Павлюченко и Дениса Ходыкина. Наконец-то российская попсовая музыка пришла в парное катание! Понимаю, что ставить программу под такую композицию и распределять в ней элементы было сложно. Но все получилось блестяще, за что хвала тренерскому штабу. Чрезвычайно порадовала и музыка Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Совершенно новое музыкальное прочтение «Аве Мария» прозвучало на льду впервые, насколько я знаю. Тут было полное слияние музыки со стилистикой катания, и элементы легли очень органично. Увидел и другие попытки внести новизну в фигурно-катательный репертуар. В «Вальсе» Шостаковича для Анастасии Мишиной и Александра Галлямова дополнительное усиление этой композиции сыграло, как мне кажется, отрицательную роль и утяжелило общее впечатление от программы. К тому же этот вальс — часть джазовой сюиты и не был написан как традиционный танец на балу, который мы увидели. Но всё бы ничего, пока в конце программы не прозвучал абсолютно нелогичный музыкальный монтаж, совсем испортив впечатление. Аксиома: если берёшь известную музыку, которая много раз звучала на соревнованиях всех рангов, то постановка и исполнение такой программы обязаны быть лучше и интереснее, чем у всех предыдущих спортсменов. К сожалению, об этом забыли те, кто выбирали композиции для Анастасии Мухортовой и Дмитрия Евгеньева, Натальи Хабибуллиной и Ильи Княжука, Юлии Артемьевой и Алексея Брюханова. Получились слабые копии, не оставляющие достойного впечатления. Сочетание музыкальных фраз и элементов было либо приблизительным, либо совсем не получилось. И даже как-то совсем неудобно упоминать «Кармен» Ясмины Кадыровой и Валерия Колесова. Фонограмма сделана топорно, люди старшего поколения могли бы охарактеризовать это одним словом — «нафталин». Музыка для произвольных программ парного катания. «Выбор песен различался, по подход к ним оказался достаточно утилитарный» Интересно, что сразу две пары представили программы под песни Элвиса Пресли. Такие совпадения — не редкость на больших соревнованиях. Идеи витают в воздухе… Выбор песен различался, по подход к ним оказался достаточно утилитарный: медленная-быстрая, медленная-быстрая. Другого смысла я не разглядел. Хотя у Мишиной и Галлямова всё значительно солиднее. Возможно, благодаря костюму партнера. Хабибулина и Княжук сумели остаться в рамках одной музыкальной композиции, что мне понравилось, но передача этой музыки требует серьёзной работы. А так, иногда возникает мысль, что музыка красивая и «не мешает». Не понимаю, почему программа Павлюченко и Ходыкина названа «Черный лебедь». Там практически вся «белая» музыка. Не забывайте, что кроме фильма есть и балет на эту тему. Мелодия The Beatles, сыгранная в новой аранжировке, хорошо прозвучала у Карины Акоповой и Никиты Рахманина. Даже некоторые элементы хорошо совпадали, но в движениях хотелось бы увидеть больше «come together». Лучшая интерпретация музыки была у Тарасовой и Морозова. «Lighthouse» — популярная песня, которую после её выхода неоднократно использовали в фильмах и видеоиграх. Она великолепно подошла к воздушному лирическому стилю Евгении и Владимира. Он оказался более выигрышным, без разного рода нажимов в музыке. Что касается остальных двух пар — Артемьева и Брюханов, Кадырова и Колесов, то в их катание надо внести индивидуальные черты, которые лежат на поверхности их музыки. Они явно усилят программы этих фигуристов. Музыка для ритмических танцев. «Попробуйте выключить звук на ритмических танцах и догадаться по движениям, что это латина. Очень трудно будет» Впервые за много лет правила музыки для ритмического танца серьёзно изменили. Теперь не нужно вставлять мелодию определённого ритма и темпа, можно использовать латиноамериканскую двух разных ритмов, как минимум. То есть, наконец-то отошли от навязывания музыки и движений из обязательных танцев. Это отсекло много разных проблем. Но, с другой стороны, вседозволенность поначалу не достигает желаемых результатов. Инерция работы по-старому вносит свои коррективы, что я и услышал в композициях, прозвучавших на контрольных прокатах. Если в музыке ритмических танцев появилось больше свободы, то в технических требованиях такого не произошло. Насыщенность обязательных элементов очень большая, и их стилистика часто никак не сочетается с латиноамериканской музыкой. В новом сезоне это было очевидно практически у всех. Попробуйте выключить звук на ритмических танцах и догадаться по движениям, что это латина. Очень трудно будет, хотя казалось бы, в латиноамериканской теме можно оторваться. В итоге, у всех новых программ всё соответствует правилам, но ни у одного дуэта не получилось целостной музыкальной композиции. Дело в том, что в последнее 10-15 лет в латиноамериканской музыке произошли серьёзные изменения в звучании: всё стало ещё более остро и рельефно, но в тематическом и мелодическом плане — ничего кардинально нового. Когда стоят рядом старые и новые записи, вся эта разница слышна. К сожалению, никто не обратил на это внимания, и несоответствие играло против целостности танца. Обязательна ли музыкальная целостность? Нет. Но это очень сильный компонент: то, что обычно запоминается. При нескольких частях, каждая музыка обязательно должна быть правильно сбалансированной по времени. Иначе общая форма ломается. Например, у Василисы Кагановской и Валерия Ангелопола слишком короткая последняя часть. У Елизаветы Худайбердиевой и Егора Базина — трехчастная композиция, где первая могла бы быть настоящей латиной, а не стилизацией. Этой же музыки, как говорится, немерено… Совсем не понимаю логику сочетания композиций у Софьи Тютюниной и Андрея Багина — ни по смыслу, ни по звуку. Пожалуй, самый органичный танец поставили для дебютантов контрольных прокатов — Екатерины Мироновой и Евгения Устенко. Что еще удивительно: ни одной сверхпопулярной композиции в ритмических программах. При любви танцоров к широко известной музыке это было так неожиданно. А в целом, конечно, интересно было наблюдать за молодежью и новыми дуэтами в отсутствие лидеров. Музыка для произвольных танцев. «В композициях из фильмов есть подводный камень: не хватает достаточно материала, чтобы собрать крепкую музыкальную форму» Смотреть произвольные танцевальные программы было намного интереснее, так как в выборе музыки все «разлетелись» в разные стороны. И классика, и кино-, и поп-музыка. Прежде всего хочу обратить внимание тренеров на то, что у четырех пар есть более чем один десятисекундный раздел в музыке без бита. Любой судья вынужден будет снимать баллы за такое нарушение. При выборе классики всегда легче сохранить музыкальную форму, как это было в танце Тютюниной и Багина под Рахманинова. Сделали неожиданный, но прекрасный переход с фортепианного концерта на «Вокализ». Мне он чрезвычайно понравился, а возврат к концерту, увы, совсем не получился. Очередная «Шахерезада» в танце Елизаветы Шанаевой и Павла Дрозда сложилась. Единственное, что не доиграли последнюю ноту в медленной части. А сам танец впечатления не произвел — ещё сильны воспоминания о лучших интерпретациях. Интересная музыка была у Мироновой и Устенко. Но в композициях из фильмов есть серьёзный подводный камень: не хватает достаточно материала, чтобы собрать крепкую музыкальную форму. Без неё целостность танца не создается. В итоге здесь чего-то не хватило для общего впечатления. А в музыке Кагановской и Ангелопола (тоже из кино) развитие получилось достаточно логичное. Худайбердиева и Базин объявили, что в их программе нет истории. Но я увидел в музыке такую попытку — скорее, неосознанную. Любой тематический повтор в композиции — это сильный формообразующий элемент. В данном случае первую часть повторили в конце в другом ритме. А вот середина — сама по себе из хорошей музыки — развалила весь танец. Также по форме «развалился» танец Ирины Хавровиной и Дарио Чиризано. Каждая часть сама по себе прекрасна, а взаимодействия частей не произошло. Поскольку мы увидели лишь премьеры, впереди есть время доработать музыку и тем самым усилить программы. Хочется верить, что в компонентах сделают правильные изменения, и результаты будут ещё лучше.