Дискотека 90-х: счастливые тропы Хамдуны
Проект "Реального времени": татарстанская эстрада лихих лет. Часть 19-я
Исследуя 1990-е, интересно обращать внимание на начальные и конечные даты: как страна, республика вступает в эту эпоху, как реагирует на изменения музыка, артисты, как сменяется эпоха, привязана ли она жестко к десятилетней сетке. Один из таких примеров — сборник "Возвращение".
Топ-1991
Итак, в 1991 году на "Мелодии" вышла пластинка Луизы Батыр-Булгари "Кайту" ("Возвращение"). Это записи 1985—1989 годов, дошедших до релиза уже в новый период истории. Играют на ней различные заслуженные составы, вроде электрической группы "Мугам" под управлением Вадима Усманова. Очень много "ключевых песен": "Кайту", "Су буеннан әнкәй кайтып килә", "Мин сине шундый сагындым", "Китмим әле яшьлегемнән", "Бөтен нәрсә сине хәтерләтә", а также забавные вещи вроде электропоп-шутки "Шәрек кызы". Поют Айдар Файзрахманов, Вафира Гизатуллина, Венера Ганеева, Зуфар Хайрутдинов, Зухра Сахабиева, Искандер Биктагиров, Хайдар Бигичев, словом, высшая школа 1980-х, топовые исполнители. А открывает пластинку "Бәхет юллары", которую играет ансамбль под управлением Марса Кашипова, известный по аранжировкам многих радиохитов, включая композиции Сары Садыковой. А поет ее Хамдуна Тимергалеева. Трек у нее один, но — открывающий.
Слова к песне написала Гульшат Зайнашева. Нынешнему поколению казанских музыкантов она известна как бабушка Камиля Шакирьянова, Камиля Еа, половины техно-дуэта PTU, признанного в России и Европе. Зайнашева сотрудничала со всеми главными исполнителям и композиторами. Если говорить о вторых, то это Рустем Яхин, Мансур Музаффаров, Ахмет Файзи, Александр Ключарев, Сара Садыкова. К примеру, это ее совместная с Ключаревым "Туган җирем — Татарстан" стала позывным "Радио Татарстана", по сути — неофициальным гимном ТАССР. В 1991 же году она получила за книгу "50 песен" премию имени Тукая. При этом Зайнашева написала и несколько пьес, которые ставились в театре кукол "Экият", Тинчуринском, но в основном в Мензелинском татарском драматическом театре, к примеру "Гәйфи бабай, өйлән давай", "Язмышлар һәм ялгышлар" (в Мензелинске Зайнашева закончила училище).
Выхожу одна я на дорогу
Песня, которую поет Тимергалиева, кажется, не рифмуется с 1990-ми: "Когда выхожу в дорогу, отчего душа рассветает от красивых мыслей. Какие тайны хранит горизонт? Зовет откуда-то. Когда выхожу в дорогу, пою, "моң" просыпается в сердце. Может, любимый меня ждет. Ждет в краях, где есть счастье".
Но если соотнести эти слова с происходящим, что мы видим? На той же пластинке есть "Кайту", в которой поется о возвращении домой. Говорят, что она о татарах, которые, услышав об изменениях в стране, о новом статусе республики, наводнили газеты объявлениями об обмене квартир на Казань. Что, конечно, странно, учитывая, что написана она была в годы перестройки. Тимергалиева же поет о начале пути.
И в случае с ней эта песня точно попадает в ее биографию. В этот момент ей около 40 лет, с 1976 года она в Казани, после окончания Башкирского республиканского культурно-просветительного училища в Стерлитамаке по специальности "дирижер хора". Поет с Эмилем Заляльдиновым, Гали Рахимкуловым, Ильгамом Шакировым, а потом собирает свой коллектив. В 1990-е годы, когда некоторые ее коллеги теряют ощущение времени, начинает работать у Салавата. У Тимергалиевой голос хорошо звучит и в низком, и в высоком регистрах, она одинаково любопытно поет и народное, и эстрадное.
Про ее опыты с соцсетями, сотрудничеством с молодыми авторами, наверное, надо делать отдельные исследования.
Можно ли представить такую песню хотя бы в середине 1990-х? Уже, пожалуй, нет — сворачиваются оркестры, певец-лидер превращается в певца-массу, страна уже совсем другая. Можно ли представить, что эта песня не отзовется в душе в 2022-м? Конечно же, нет.