Три квартета  в контексте истории: в Самаре выступили Дмитрий Гутов, OpensoundOrchestra и Федор Леднев

Московский квартет OpensoundOrchestra (Станислав Малышев, Инна Зильберман, Ксения Жулева и Ольга Калинова) исполнил струнные квартеты Александра Мосолова, Александра Локшина и Дмитрия Шостаковича. Каждый номер предваряло выступление Дмитрия Гутова, современного художника и теоретика искусства. Небольшой экскурс в историю с иллюстрациями погружал слушателей в контекст эпохи. Композитор-авангардист Александр Мосолов родился в 1900 году и был свидетелем всех мировых и российских событий первых десятилетий ХХ века. Его струнный квартет №1 написан в 1936 году, а в 1937-м композитор попал в лагерь, после чего резко сменил музыкальный стиль. Автор "Струнного квартета памяти Д.Д. Шостаковича" (1978) Александр Локшин родился в 1920 году и рос свидетелем уже совсем другого времени. Его выгнали из консерватории за сочинение музыки на стихи Шарля Бодлера, а прозвучавший в Самаре квартет (первоначально написанный как квинтет) не исполнялся до 2000 года. Наконец, Струнный квартет №3 Дмитрия Шостаковича, посвященный событиям Второй мировой войны, был написан в 1946 году, в один год с постановлением "О журналах "Звезда" и "Ленинград", клеймившим Анну Ахматову и Михаила Зощенко. Самой непривычной частью концерта стала дискуссия после него, на которой можно было высказываться и задавать вопросы. Например, о том, как современное искусство отражает реальность? - С проблемой отражения вопрос очень тонкий, - ответил Гутов. - Да, все искусство отражает современность. Если вы возьмете самый глупо иллюстрированный журнал, то он тоже отражает и потомки будут по нему о чем-то судить. Весь вопрос в том, насколько ценные вещи содержит эта современность. Нужно ли будет то, что сейчас отражено, через 200, 300 или 500 лет. Есть эпохи, которые проваливаются. А есть такие, произведения из которых мы сегодня услышали, где важность и глубина событий были таковы, что это будет интересовать людей в течение столетий. А бывают эпохи, от которых мало что остается. Я не буду комментировать, что останется от нашей. Воздержусь судить о том, к чему принадлежу. Одновременно с московским квартетом в Тольятти и на следующий день в Самаре выступил симфонический оркестр Тольяттинской филармонии под управлением дирижера Федора Леднева (musicAeterna). Музыканты сыграли сочинения Николая Мясковского, Бориса Чайковского и Мечислава Вайнберга. Пока верстался номер, в оперном выступил Сергей Маковецкий с оркестром театра. Прозвучала музыка Шостаковича к эстрадно-цирковому представлению "Условно убитый" (1931), отрывки из романа Георгия Иванова "Распад атома" и писем Шостаковича музыковеду Ивану Соллертинскому. 30 сентября театр покажет номинировавшийся на "Золотую Маску" спектакль "Самара Шостакович Балет I" (12+). 1 октября в Самаре, 2 октября в Тольятти даст концерт оркестр Нижегородского театра оперы и балета La voce strumentale под управлением Дмитрия Синьковского (12+). В программе Девятая симфония Шостаковича и произведения его современников Виссариона Шебалина и Эрвина Шульгофа. Завершится фестиваль 2 октября гастролями театра "Урал Опера Балет" с вечером балетов L.A.D. (12+). Партию фортепиано исполнит Алексей Гориболь. Балеты на музыку Десятникова поставили четыре российских хореографа: Максим Петров - танцовщик и хореограф Мариинского театра, постановщик балета "Фортепианный концерт" в Самаре, Андрей Кайдановский, выпустивший в последние годы несколько громких премьер в Москве, Максим Севагин - танцовщик, хореограф, новый художественный руководитель Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Вячеслав Самодуров - главный хореограф "Урал Опера Балет". Организатор фестиваля - Самарский театр оперы и балета ("Шостакович опера балет"), автор концепции и художественный руководитель - Алексей Трифонов.

Три квартета  в контексте истории: в Самаре выступили Дмитрий Гутов, OpensoundOrchestra и Федор Леднев
© СОВА