Войти в почту

Актёр Сергей Шакуров: «В Раменках на «Мосфильме» сняты мои лучшие картины»

Самые значимые свои картины народный артист РСФСР сыграл, по его признанию, на знаменитой киностудии на западе Москвы. Как он вспоминает, порой не обходилось без эксцессов. Так на съёмках мосфильмовской ленты «Земля Санникова» случился скандал. Шакуров отказался от своей роли, увидев несправедливость по отношению к Владимиру Высоцкому: «Володю сначала на роль Крестовского утвердили. А потом «сверху» снимать Высоцкого запретили. И я в знак протеста тоже отказался от съёмок».

Актёр Сергей Шакуров: «В Раменках на «Мосфильме» сняты мои лучшие картины»
© На Западе Москвы

УРОКИ МЭТРОВ

– Сергей Каюмович, для Шакурова-актёра «Мосфильм» – особое место в Москве?

– Я могу много говорить о «Мосфильме», здесь произошли мои главные встречи с Мастерами. Мне повезло: моё становление шло рядом с талантливыми людьми, понимающими и любящими жизнь. Тодоровский, Столпер, Кончаловский, Менакер, Сахаров, Квинихидзе, Абдрашитов, Соловьёв, Желакявичюс, Михалков и другие. Никита Михалков молодой был, когда я у него снимался в «Свой среди чужих, чужой среди своих», мы практически одного возраста, я даже постарше.

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Сергей Шакуров в роли командира эскадрона.

А в основном это были мэтры, легенды советского кино. Там же, на «Мосфильме», были сняты основные картины мои, лучшие фильмы. Генеральный директор «Мосфильма», руководивший киностудией с 1971 по 1986 год, Николай Трофимович Сизов, очень любил меня, а я – его.

ВКУС ХЛЕБА

– В одном нашем интервью вы сказали, что все съёмочные команды, с кем работаете сейчас, – молодые люди, что они не так скрупулёзны, как мэтры, которые всё детально расписывали, снимали месяцами.

– Сегодня фильм создаётся за месяц. А я снимался по многу месяцев, два года. Это, считай, была целая жизнь. Именно на «Мосфильме» была создана такая масштабная картина, как «Вкус хлеба» о покорении целины – киноповесть, состоящая из четырёх фильмов: «Хлеб наш насущный», «Хлеб и земля», «Хлеб и люди», «Хлеб Отечества». Всё действие построено на раскрытии судеб трёх главных героев, одного из которых я играл – директора целинного совхоза «Бескрайний» Степана Сечкина.

Кадр из фильма «Вкус хлеба» (1979). Наталья Аринбасарова в роли Сатаевой и Сергей Шакуров в роли Сечкина

В 1980 году создателям «Вкуса хлеба» была присуждена Государственная премия СССР. Там был собран великолепный состав актёров со всего Союза. В союзных республиках были свои киностудии, где я тоже много играл.

– Как вас там встречали?

– Прекрасно! У меня по сей день много друзей. И мы с теплотой при встрече вспоминаем, как было хорошо. Я снимался и в Алма-Ате, и в Тбилиси, и в Ереване и т. д. Всегда меня принимали отлично, с раскрытыми объятиями. Очень часто я приезжал в Ташкент озвучивать узбекских актёров на русский язык. Суйменкул Чокморов – звезда узбекского кино, ташкентского фестиваля и всей Юго-Восточной Азии. Во всех картинах его герои в русском переводе говорили моим голосом.

СЪЁМКИ В ТАЙГЕ

– Какая ещё, помимо «Вкуса хлеба», мосфильмовская картина стала для вас вехой, «целой жизнью»?

– «Сибириада» Андрона Кончаловского. Это большая картина, длинная эпопея – зимой, летом снимали её. Очень долгий был съёмочный период. Есть картины локальные, созданные в павильоне, в квартире, – брррум, и сняли. А на съёмках «Сибириады» мы действительно жили: и в футбол играли между съёмками, и гуляли.

Кадр из фильма «Сибирида» (1978). Сергей Шакуров в роли Спиридона Соломина.

Мы все передружились. Иногда, может, и уставали – потому что съёмки были сложные, в тайге. Такие фильмы, как «Сибириада», снимаются долго – и это вправду целая жизнь.

– А здоровья вам не жалко для перевоплощения? Знаю, что в одной мосфильмовской ленте вы, чтобы выглядеть отёкшим, на ночь литрами пили чай…

– Был такой фильм Леонида Квинихидзе «Друг» с собакой, где я алкаша играю, – история о дружбе пьяницы и говорящего ньюфаундленда, которого озвучивал Вася Ливанов. Этот пёс лучше людей понимает, что такое настоящая дружба. Там есть финальная сцена, когда мой герой, бывший артист Москонцерта, идёт из клиники, где из него уже сделали недочеловека, полуфабрикат. Именно к этой сцене я приготовился и сделал, чтобы действительно было не очень приятно на него смотреть. Просто есть вещи, которые никакой грим не сделает.

– Знаменитый оператор «Мосфильма» Мария Соловьёва, с которой вы много работали, сказала, что ей в современном кино «надоела дрожащая камера». Это что – новое веяние или непрофессионализм?

– Я бы здесь прислушался к Марии. У неё очень мощный профессиональный взгляд. Маша не просто оператор, она оператор-постановщик. Если Маша стоит с камерой и снимает Шакурова, то за мной должен быть построен целый мир. На среднем плане, на дальнем, на очень дальнем. Вот это всё делает оператор. «Уберите, пожалуйста, это дерево, за ним шпиль не видно». – «Как это убрать? Это ж дерево». – «Ну спилите его к чёртовой матери». – «Это больших денег стоит». – «Хорошо. А можно его наклонить?» Всё это диктует оператор-постанощик. И приходит кран, наклоняет это дерево, чтобы оператору за Шакуровым был виден этот шпиль…

ЧТО ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ

– В Волгограде на Первом российском кинофестивале «Волгоградский факел» Шакуров стал почётным гостем. Знаю, что волгоградцы особенно благодарны вам за ведение концертов в День Победы на Мамаевом кургане…

– Я много раз был в Волгограде, в советское время переплывал Волгу туда-обратно. В общем, по-разному хулиганили мы, когда были на гастролях с театром.

– И напоследок – про сегодняшний день актёра Шакурова. Какие сейчас вам поступают предложения в кино?

– На подходе две премьеры. Ко мне приходит много сценарного материала. Он разный: есть любопытный, глубокий, а есть повторы с образами, похожими на те, что я уже создавал. Повторяться не хочется, так заманчиво каждый день пытаться заглянуть за горизонт. А есть «сиюминутный» материал, который не пробуждает моё актёрское воображение, не лишает сна, и тогда нам тоже не по пути.