Войти в почту

"Союз спасения. Время гнева": не переубедить зрителя, а подключить его воображение

28 сентября в онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера сериала "Союз спасения. Время гнева" — восьмисерийной исторической драмы, которая является и приквелом, и сиквелом фильма Андрея Кравчука о восстании декабристов. Новый проект подробнее исследует переломный момент, изменивший историю России, и уделяет больше внимания уже знакомым героям. Действие начинается в апреле 1814 года, когда русские офицеры в Париже празднуют победу над Наполеоном, а заканчивается в июле 1826 года в Санкт-Петербурге, у стен Петропавловской крепости. В интервью ТАСС режиссеры Никита Высоцкий и Илья Лебедев вместе с продюсером Анатолием Максимовым рассказали о новом проекте, своих любимых героях и отношении к критике предыдущего фильма.

"Союз спасения. Время гнева": не переубедить зрителя, а подключить его воображение
© ТАСС

— Первый вопрос я, пожалуй, адресую Никите Владимировичу. В прошлых интервью вы говорили, что работа над сценарием фильма "Союз спасения" с перерывами шла более пяти лет. Между премьерой фильма и премьерой сериала прошло почти три года. Идея о сериале появилась сразу?

Никита Высоцкий: О том, что мы будем снимать сериал после художественного фильма, речи изначально не шло. Но мы знали, что так или иначе вопрос о сериале быть должен. Еще когда шла работа над сценарием фильма, я много писал в расчете на то, что это не войдет в картину, но может войти в сериал. При этом восемь серий нового проекта мы сделали не из того, что в итоге не вошло в картину. Наоборот, часть фильма вошла в состав сериала.

— То есть сериал "Союз спасения. Время гнева" как расширенную версию фильма Андрея Кравчука воспринимать не стоит? Это, выходит, больше приквел? Или скорее сиквел?

Никита Высоцкий: Мы делали новое восьмисерийное кино, не расширенный вариант прошлой картины. Приквел или сиквел? Я думаю, это и то, и другое, все вместе в одном флаконе.

Анатолий Максимов: Есть самое простое определение: фильм о том, что произошло, а сериал о том, почему это произошло. Отзывы, которые мы получили на фильм, далеко не все были комплементарными, но все они были эмоционально заряженными. Значит, мы попали прямиком в нерв, значит, и через 200 лет боль еще жива. Сериал дает огромное преимущество — рассказать историю в том объеме, который помогает раскрыть мотивацию наших героев: у них появляется пространство, чтобы дышать, жить и меняться на наших глазах. Это и была наша задача — в том, чтобы, насколько это возможно, сделать эту историю максимально живой.

— Фильм выходил в не самый простой 2019 год. Сейчас время еще сложнее. Премьеры "Союза спасения" случайно совпадают с такими периодами?

Анатолий Максимов: Вы знаете, чтобы кино было интересным, оно должно отражаться в настоящем. У истории (имеются в виду исторические процессы — прим. ТАСС) есть один непоправимый недостаток — это все в прошлом. А нам кажется, что там кроются ответы и на вопросы сегодняшнего момента. При этом у истории и большое преимущество: мы видим, что для ее героев конфликты закончены, видим, к чему они пришли, как их прожили, что для этого делали. Мы как раз этого и добиваемся — живого подключения к нашим героям, сохраняющим историческую мотивацию, но и имеющим определенную проекцию на сегодняшний день. Без этого кино — просто аттракцион, который быстро забывают.

Никита Высоцкий: Идея, что в сложные времена людей нужно отвлекать и уводить от реальности, имеет основание. Как отзовется наша картина в связи с последними событиями, покажут ее просмотры. "Союз спасения. Время гнева" — это интересный, динамичный проект, но у него и другие задачи, не только развлечь. Я не хочу пугать зрителя, что мы будем нависать над ним и рассказывать, как правильнее любить родину. Это ненавязчивая картина, но серьезная. Задачи поучать у нас не было, но мне кажется правильным, что сериал выходит сейчас.

Илья Лебедев: Мне кажется, это больше про историю. Все эти высказывания, что мы что-то задумывали, что-то вкладывали специально, имею в виду какие-то спекулятивные вещи, это неправда. Анатолий Вадимович уже сказал, к нам были претензии, что мы "поджигаем". Нет, если мы "поджигали", то не специально.

— Илья, как раз вопрос к вам. Вы отвечали на проекте в том числе за монтаж, много ли материала из прошлой картины вошло в сериал?

Илья Лебедев: Где-то на две с половиной серии получилось. В шестой серии довольно много взято из фильма, потому что это эпизод восстания на Сенатской площади. Вы сами понимаете, Сенатская площадь была очень дорогим куском по количеству уже только одной компьютерной графики. Но у нас даже и там есть добавленная сцена, которой не было в фильме.

Анатолий Максимов: В проекте титанический для индустрии объем компьютерной графики. С этой точки зрения это почти "Мандалорец".

— Казалось ли вам, что чья-то история в фильме осталась недосказанной? Кто из героев получил большее развитие в сериале?

Никита Высоцкий: Конечно, многие персонажи не просто удлинили свое присутствие на экране, но и получили развитие. Это касается и основных персонажей, например Сергея Трубецкого и Сергея Муравьева-Апостола, но и таких героев, как Александр Первый. Появились и совсем новые действующие лица. В частности, брат Александра Константин, добавивший понимания, какие еще перспективы могли быть у России. Очень яркие женские образы, например супруга Александра Первого Елизавета Алексеевна, замечательно сыгранная Ксенией Кутеповой. Жена Трубецкого, которая мелькнула в фильме, а здесь получила уже серьезную роль. Появились такие исторические деятели, как Сперанский и Аракчеев. Все эти герои делают историю, которую мы знаем с детства, совершенно объемной. Благодаря им она становится более достоверной, более, если можно так сказать, сегодняшней.

— Кастинг-директор "Союза спасения" уже собрал буквально всех лучших молодых российских актеров. К сериальному касту присоединились в том числе Сергей Безруков и новая российская звезда — Тихон Жизневский. Можете рассказать об их героях чуть подробнее?

Никита Высоцкий: И Сергей, и Тихон сыграли реальных исторических персонажей. Тихон сыграл Петра Свистунова. Его персонаж не был активным участником событий, но был очень ярким и неоднозначным. Все знают, какой Тихон обаятельный, он очень хорошо сыграл своего героя. А Сергей Витальевич сыграл друга Александра — князя Петра Волконского, очень прогрессивно настроенного человека, но при этом абсолютно верного престолу и дружбе с Александром. Он, как и многие другие наши герои, тоже находится на сломе.

Анатолий Максимов: В нашем проекте приняли участие более 25 звезд. Как говорят, звездная температура выше, чем в среднем по нашей индустриальной больнице. Почему такое количество известных актеров? Это батареи, которые заряжают энергией наш фильм. Они получили уникальный шанс попасть в эпоху, которая называется в истории золотым веком России. И это не просто костюм, хотя его тоже надо было уметь носить. Мы раздавали костюмы артистам на дом, чтобы они к ним привыкали, учились в них двигаться, были органичны тому времени. Когда пробовали актеров массовых сцен, просили их надеть мундиры. У нас очень хорошие костюмы, Эрмитаж у нас даже запросил некоторые себе в коллекцию. И возможно, после завершения показа мы их туда передадим.

— Весь основной актерский состав из фильма полностью вернулся в сериал? Никто не потерялся?

Анатолий Максимов: Все артисты вернулись. Это было очень приятно, потому что в жизни все же нельзя ступить в ту же самую воду. И вода изменилась, и мир изменился. Но то, что они снова надевали свои костюмы и выходили на съемочную площадку, было удивительно, как досматривать прерванный сон. Сиквелы и приквелы делают, но и то, и то одновременно еще никто не делал. Этому есть два объяснения: не догадывались, случая не было, либо так делать не надо. Скоро мы узнаем, как это обстоит на самом деле. Никита Владимирович, кстати, тоже вошел в кадр. Отжал себе роль, можно так сказать. (Смеется.)

— Никита Владимирович, поделитесь, кого сыграли?

Никита Высоцкий: Это исторический персонаж, человек, который пришел как раз на смену князю Волконскому командовать штабом российской армии. Зовут его Иван Дибич. Но я бы хотел добавить еще про наших артистов. Они не просто известные, но еще и очень хорошие актеры. На мой взгляд, фамилии наших артистов — это не просто привлекательная сторона, это такой знак качества.

— А выйдут ли на передний план женские персонажи? Как мы помним, у декабристов был хороший тыл в лице их супруг. Особенно интересует, получит ли большее развитие история Анны Бельской и Сергея Муравьева-Апостола?

Никита Высоцкий: Обязательно. Эта история получила развитие, мне было очень интересно работать с Софьей [Эрнст]. Был упрек, что у нас маловато женских персонажей. Все знают, что у декабристов, как вы говорите, были еще удивительные женщины (так называемые жены декабристов), мы ими тоже восхищались — их прообразами и нашими актрисами. Я уже говорил, что у нас Ксения Кутепова сыграла Елизавету — супругу, а потом на несколько месяцев вдову Александра Первого. У нас есть жена Трубецкого — Екатерина, есть очень интересная пара героев Владислава Ветрова и Кристины Бродской с особенной и трагической историей.

Анатолий Максимов: Больше всего сценарию обрадовалась художник по костюмам. Она сказала: "Наконец-то я могу что-то еще сшить, кроме мундиров".

— В проекте есть столько реальных персонажей, но все же центральная романтическая линия остается за выдуманной историей Бельской и Муравьева-Апостола.

Никита Высоцкий: Она не выдуманная, она нафантазированная. Муравьев-Апостол — такой определяющий, структурообразующий герой, который проходит с первого до последнего кадра. Мне кажется, если бы в его жизни, а о его личной жизни не так много известно, и не было такой Анны, то она бы ему снилась. Она должна была быть, и вот теперь она есть.

— Как в целом выстраивался баланс между реальными фактами и их художественным осмыслением?

Анатолий Максимов: Естественно, мы стремились максимально приблизиться к реальности. Однако, если воспроизводить реальность в масштабе один к одному, она займет примерно такое же количество времени, как и в реальной жизни. Поэтому необходимы элементы структурных упрощений, концентрации времени. Главное, что мы остались верны линии поведения каждого из персонажей, точно следуя исторической канве событий. Но интерпретация поступков героев всегда остается за зрителем.

— "Союз спасения" после выхода неоднократно подвергался критике: кто-то ругал фильм за идеологическую составляющую, кто-то — за историческую. С какими эмоциями вы подходили к созданию сериала? Было ли сложно вернуться вновь к этой теме после прошлой критики?

Анатолий Максимов: Самая разрушительная критика — это когда вы снимали, старались, страдали, тратили годы жизни, а в ответ получили: "Ну и что? Подумаешь, кино". Любая реакция — это все равно коммуникация с людьми. Наше высказывание было услышано, воспринято на разных уровнях по-разному. Негативно? Замечательно. Главное, что это позволило людям высказаться, определить свою позицию, проверить свою аргументацию или довериться нам. Наша задача не переубедить каждого из тех, кто нас смотрит, а подключить его воображение. Чтобы наша история стала его историей.

Никита Высоцкий: Любая картина, как и любой человек, имеет свои недостатки. Я очень болезненно отношусь, когда ругают то, к чему причастен я или другие люди, к которым я хорошо отношусь. Но мне кажется, что в той критике было много полемического задора. Действительно, может быть, кого-то мы задели, вступили в зону, которую люди считают своей. Но, спрашивая самого себя, я могу сказать, что художественный фильм "Союз спасения" меня убеждал и нравился.

Илья Лебедев: А я к критике отношусь хорошо — и к позитивной, и к негативной. Вот если скажут, что фильм — это нечто посередине, значит, что-то не получилось.

— А обзор на фильм от видеоблогера BadComedian смотрели?

Илья Лебедев: Да. Я смотрел все обзоры на фильмы от BadComedian. Я всегда очень смеюсь над этими обзорами, смеюсь искренне. Мне очень нравится то, что он делает. Единственное, мне кажется, он недоработал тот обзор. Он реально провалился в конце в какую-то политику, но начало было смешное. А вот на "Викинге" я очень смеялся, он меня там показал, между прочим. (Смеется.)

— Мы уже говорили с вами про героев, но есть ли в этой истории персонаж, который зацепил вас больше всего?

Никита Высоцкий: Одного нет. Но самый дорогой и интересный для меня персонаж в этой картине, на мой взгляд, еще и очень хорошо сыгранный, — это Александр Первый. И еще его супруга Елизавета. Это невероятно трагические две судьбы. А из молодежи — Рылеев.

Анатолий Максимов: Я больше сейчас про новых персонажей волнуюсь. У меня наибольшее подключение — это пара Сперанский и Батеньков. Это люди, которые входят в очень страшный и очень понятный процесс, когда система идет вразнос. Это очень интересные работы актеров Максима Аверина и Даниила Воробьева.

Илья Лебедев: Анатолий Вадимович меня опередил. У меня тоже Сперанский и Батеньков. Они просто №1 для меня в сериале из новых героев. А из "старичков" мне нравится Николай Первый.

Беседовала Юлия Фролова