«Почувствовать, что ты в Армении». Каким стал павильон ВДНХ, представляющий страну?

ВДНХ – одно из тех мест, в которых жива история Москвы. Выставка задумывалась как символ экономических побед огромного государства, пережила периоды расцвета и полного запустения, пожары, бои за право собственности и, наконец, превратилась в современное и модное общественное пространство, центр притяжения москвичей и туристов.

«Почувствовать, что ты в Армении». Каким стал павильон ВДНХ, представляющий страну?
© Мир24

Интересна судьба национальных павильонов. Многие государства СНГ взялись за восстановление прежних выставочных площадей, чтобы они стали культурными и экономическими представительствами их государств. Рассказываем об истории и сегодняшнем дне павильона №68, «Армения», который расположен в самом сердце ВДНХ, на центральной площади, рядом с фонтаном «Дружба народов».

Как павильон №13 «Армянская ССР» стал Музеем Рерихов

Первый в истории ВДНХ павильон, посвященный достижениям Армении, был построен совсем в другом месте – за фонтанной площадью, слева от главной аллеи. Когда в 1935 году Совнарком СССР принял постановление о создании в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), то одним из первых капитальных зданий был возведен именно этот павильон. Он был выстроен в 1938 году по проекту выдающегося советского архитектора Каро Алабяна и получил название «Армянская ССР».

Архитектура павильона вобрала в себя приемы древнеармянского зодчества. Каро Алабян, вдохновленный образом монастырского комплекса Санаин в северной части Армении, взял за основу конструкцию трехнефной базилики. Внешние стены павильона были оформлены аркадами, обрамленными наличниками в виде сдвоенных полуколонн. В арках размещались ажурные решетки, украшенные рельефными изображениями плодов граната и гроздьев винограда.

Строгое и торжественное здание павильона вмещало экспозицию, посвященную достижениям Армянской ССР. В интерьерах павильона также были использованы национальные мотивы. Залы разделялись аркадами, украшенными богатым декором. Волюты стилизованных ионических капителей были отделаны орнаментом, напоминающим древние армянские рельефы. Лепнина несла в себе изображения плодов, которыми богата Армения. Потолки залов были оформлены оригинальными кессонами, наподобие тех, что использовались в традиционном армянской архитектуре – нескольких ярусов квадратов и восьмигранников, суживающихся кверху. На торцевой стене главного зала был изображен вид горной Армении, написанный художником Мартиросом Сарьяном.

Позади здания красовался сад, где росли персики и абрикосы, миндаль и айва, сливы и вишни, яблоки и груши, гранаты и инжир. А виноградные лозы поддерживали тему, заложенную в оконных решетках павильона.

В 1960 году павильон был реконструирован и перестроен. А в 1964 году, после перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа, стал называться «Пищевая промышленность». Правда, уже через три года павильон вновь был реконструирован. В 1967 году входную группу остеклили, добавилась массивная стилобатная часть с лестницей, отделанной черным гранитом. Павильон получил название «Здравоохранение» и стал демонстрировать достижения медицинской промышленности. А с 2019 году в павильоне № 13 «Здравоохранение» обосновался Музей Рерихов (филиал Государственного музей Востока).

Похож на белокаменную крепость: кто и когда построил павильон «Сибирь»?

Павильон №68, в котором сейчас размещается Национальный выставочно-торговый центр Республики Армения, был построен в 1952-1954 годах.

Авторами проекта стали архитекторы Валерий Таушканов и Рудольф Кликс. Первый из них проектировал станцию метро «Стадион имени Сталина» (сейчас «Партизанская»). Второй – был главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и оказал большое влияние на весь исторический облик ВДНХ.

Изначально нынешний павильон «Армения» назывался «Сибирь» и рассказывал о достижениях этого огромного региона СССР. Он сразу был построен в популярном в те годы стиле сталинской архитектуры. Здание выделяется высоким изящным портиком, украшенным шестью колоннами. На каждой из них – барельефы, на которых изображены труженики Сибири – охотник, механизатор, колхозница, животновод, агроном и шахтер.

Венчает портик скульптурная композиция в виде рогов изобилия и стилизованного снопа. Она символизирует собой богатство житниц Сибири. Скульптуры и барельефы, украшающие павильон снаружи, выполнил советский скульптор Иосиф Рабинович, работавший в области монументальной и садово-парковой скульптуры. Все декоративные украшения фасада отлиты по его проектам из белого цемента с добавлением мраморной муки.

Да и весь павильон снаружи светлый, просторный, построенный с размахом. Он представляет собой шестиугольное здание, украшенное декоративными башенками, и напоминающее небольшую крепость. Подчеркивают этот образ элементы отделки в форме бойниц.

Боковые и задние грани шестиугольника по высоте вдвое ниже портика. Они решены в спокойном ритме окон, объединенных подоконным карнизом. В верхней части стен протянуты лепные гирлянды с масками животных под ними. Углы здания выделены шестигранными башенками, каждая из которых увенчана вазоном. Все фасады здания, с большим количеством ажурного лепного декора, объединены цоколем, который облицован серым гранитом.

«Почувствовать, что ты в Армении». Каким стал павильон ВДНХ, представляющий страну?Фото: Shutterstock/FOTODOM

Приметы разных эпох, или Что осталось в наследство от СССР

По изначальному проекту входной парадный портик должен был стать воротами во внутренний двор. Но в итоге от внутреннего двора было решено отказаться – для увеличения внутренней площади павильона. Он был перекрыт куполом и стал первым залом павильона.

В него ведут входные двери, выполненные из дуба с добавлением деталей бронзового литья. Они расположены в центре портика, под аркадой колонн. Над самым входом в обрамлении широкого лепного портала – украшение в виде букв армянского алфавита.

Из того, что осталось нетронутым еще со времен, когда павильон представлял достижения тружеников Сибири, можно отметить лепнину на потолке и колоннах, а также входную группу павильона. Там расположена огромная фреска, изображающая девственную сибирскую природу – еловые ветви, животных и птиц, обитающих в лесах Сибири. Ее авторами стал целый коллектив советских художников.

Внутри зала установлены также огромные декоративные вазы из кавказского ангидрида с литыми поясами из меди. Чеканка на них повествует о событиях российской истории. Вазы тоже остались в павильоне еще с советских времен.

Пожалуй, ни один павильон ВДНХ не менял так часто тематику экспозиций, как павильон «Армения». Экспозиция, посвященная Сибири, уже в 1959 году уступила место другой, и павильон получил название «Сельское хозяйство РСФСР». На примерах лучших колхозов, научных институтов и опытных станций в нем демонстрировался передовой опыт увеличения производства сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства. В том числе были представлены более 800 натуральных экспонатов.

Еще через пять лет, после перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа, павильон стал называться «Топливная промышленность», а с 1967 года – «Угольная промышленность». Вся выставочная экспозиция рассказывали об особенностях добычи и переработки полезных ископаемых. А также о районах добычи и главных месторождениях страны. Были представлены макеты отраслевого оборудования. Отдельный стенд рассказывал о перспективах и научных открытиях.

В 1977 году, в рамках экспозиции «В стране единой», посвященной 60-летию Октября, в павильоне размещалась экспозиция Эстонской ССР. С начала 1990-х и до 2002 года павильон находился в аварийном, полузаброшенном состоянии. В 2002 году павильон был передан ООО «АРМ Импорт» и с этого момента началось его возвращения к жизни. Уже в 2003 году, после ремонта и частичной реставрации в павильоне открылся выставочно-коммерческий центр Республики Армения и ресторан «Арарат».

В 2011-м году между правительствами России и Армении было заключено соглашение о создании на базе павильона № 68 Национального выставочно-торгового центра Республики Армения.

Погрузиться в атмосферу страны и попробовать ее продукты на вкус

В последние годы в павильоне прошла масштабная реконструкция и реновация. Во внутреннем интерьере павильона «Армения» появилось множество элементов, которые отражают важные исторические этапы развития страны. Даже в отделке использован традиционный армянский камень – туф.

Вновь открывшийся павильон предоставляет для своих посетителей возможность погрузиться в атмосферу страны, ознакомиться с ее историей, увидеть лучшие памятники архитектуры и попробовать на вкус национальные продукты. Выставочно-торговый центр Республики занят широкой популяризацией Армении как туристического объекта, знакомит гостей с ее культурой, историей и экономикой. Тут звучит армянская музыка и сюда как магнитом притягивает тех, кто любит Армению.

В павильоне создано музейно-выставочное пространство и экспозиционные зоны, где посетители могут ознакомиться с достижениями республики, увидеть произведения народного творчества. В павильоне работает ресторан «Арарат», дегустационный зал, магазины экологически чистых армянских продуктов, ювелирных изделий и сувениров. А также – музей ковра и национальных музыкальных инструментов.

Трудно сказать, какая из зон более притягательна. В дегустационном зале армянского коньяка можно попробовать не только трех- и пятизвездочные напитки, но и элитные коньяки 20-летней выдержки. А ресторан влечет аппетитными ароматами кавказской кухни. Здесь великолепно готовят шашлык-хоровац, кутап из горной форели, «тава кюфта» из говядины, маринованной в коньяке и блюдо «тжвжик»: если сумел произнести это название, значит ты уже свой. На первом этаже также есть кафе-тандырная, где ежедневно пекутся булочки и лепешки по старым армянским рецептам.

В павильоне есть небольшой музей коньяка «Арарат». Тут можно послушать экскурсию о секретах мастерства Ереванского Коньячного завода, об «истории любви» Черчилля и армянского коньяка, и о том, почему армянский коньяк продается именно как «коньяк». Также в павильоне можно полюбоваться на макеты исторических религиозных построек Армении и познакомиться с экспозицией, посвященной национальному костюму – таразу.