Народная песня — состояние души: Владимир Девятов — о сохранении традиций и защите диссертации

Обладателя титула «Маэстро Голос» и «Лучший народный голос России» Владимира Девятова по праву можно назвать достоянием нашей культуры и хранителем русских традиций. С кем, как не с ним, уместно беседовать о культурном наследии, которому в России посвящен этот год.

Народная песня — состояние души: Владимир Девятов — о сохранении традиций и защите диссертации
© Из личного архива Владимира Девятова

— Владимир, вы были и рок-н-ролльным барабанщиком, и тенором в театре, исполняли романсы, оперные партии и современные произведения. Почему все же выбрали народную музыку?

— Для меня это несколько больше, чем просто народная песня. С ней получилось подружиться лучше всего. Это состояние души, самый главный стержень на протяжении всего моего творческого пути.

Народная песня — основа традиционной культуры нашей нации, она играет значительную роль в сознании и понимании того, что мы живем на земле предков.

Фольклорные композиции многопрофильны: есть и свадебные, и любовные, и похоронные, и военные... Недаром говорят: народная песня — душа народа. И изначально она была не на сцене, а в быту — на сельских посиделках и вече ринках.

— Этот год объявлен Годом культурного наследия народов России. Что вы считаете тем самым наследием, которое сегодня нужно сохранять и популяризировать?

— В первую очередь это то, что было передано нам предками — традиционная культура: музыкальная, песенная, танцевальная, изготовление всевозможных костюмов, украшений и прочего. Как говорил австрийский композитор Густав Малер, «традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». Замечательная фраза. Надо сохранять наши традиции.

Я не призываю никого щи хлебать деревянными ложками и ходить в школу в лаптях. Но посмотрите, например, чем отличаются кавказцы: уважением к старшим, к своей земле, могилам предков, к национальным танцам. Попробуйте заявить чеченцу о том, что вас не впечатляет лезгинка. Услышите в ответ что-нибудь неприятное. Если же сказать подобное русскому человеку про народные пляски — отнесется спокойно.

Чтобы Россия была крепче изнутри, кроме всех остальных благ, обязательно должна быть основа основ — традиционная культура, народная песня в первую очередь. Надо ее поднимать, чтобы не получалось так — Министерство культуры проводит фестивали, а на телевидении это не освещают. Нужна определенная программа, и необходимо создать межведомственную организацию, какую-то структуру, которая бы всем занималась. Пока ее нет. Но мы к этому придем.

— Что могло бы быть интересно в наше время молодежи? Фестивали?

— Возможно. В Москве проводится, например, фестиваль славянского искусства «Русское поле». Но, на мой взгляд, масштабных фольклорных мероприятий не хватает. Нет такого, который бы состоялся на Красной площади, был бы посвящен традиционной культуре страны, и показывали бы его на всю Россию. Масса коллективов для этого есть. Отстает творческая составляющая. Ее нужно модернизировать и подавать современным языком, чтобы заинтересовать молодежь, которую народная музы ка не очень-то привлекает.

В наших общеобразовательных школах, в отличие от тех, что есть в большом количестве, например, в Татарстане, Башкортостане, на Кавказе, традиционная песенная культура практически не представлена. Мы должны взять опыт таких регионов и преподнести свое культурное наследие молодежи в интересной для нее форме.

— Были рады, что ваша дочь Марина увлеклась народным пением?

— Да. Сначала она окончила музыкальную школу, хотя музыку, как и я, в школе не сильно любила. После восьмого класса решила отправиться работать в продуктовый магазин, через два дня поняла, что это не ее. Продолжила заниматься музыкой. Окончила с отличием Московский государственный институт музыки имени Шнитке и Российскую академию музыки имени Гнесиных.

Дочь нашла себя в творчестве, она горит этой работой, имея двоих детей. Младшему ее сыну Сашке всего два месяца. Но Марина все равно ездит на гастроли. Везде успевает. Ее знают и любят. Она популярна. Есть образование, внешность, что тоже немаловажно для артиста, и еще Марина очень порядочна. В артистической среде необходимо такое качество. Иные здесь не выживают. А дочка поет уже больше 20 лет.

— Кого еще из молодых народников можете отметить?

— Интересны Пелагея, ансамбль «Бабкины внуки», фолк-группа «Солнцеворот», дуэт Zventa Sventana и набирающий популярность артист SHAMAN. Он ведь обучался и народному пению, и на руководителя народного хора. Такую музыку чувствует сердцем. Все исполнители грамотные. Уважаю. И уверен, их будет еще больше.

— Над чем сейчас работаете?

— Вместе с коллективом «ЯRмарка» выпускаю альбом «Матушка Россия», развиваю дополнительное образование в моей музыкальной школе. И в нескольких учебных учреждениях Подмосковья договорился о проведении инновационной работы по внедрению музыкальной и танцевальной культуры. Плюс ко всему защитил диссертацию на тему «Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации». Теперь я еще и кандидат культурологии.

ДОСЬЕ

Владимир Девятов родился 15 марта 1955 года в Москве. В 1987 году окончил факультет сольного народного пения Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Российский певец широкого жанрового диапазона, блестящий тенор, представитель русского фольклора. Художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры и образования города Москвы «Центр русской культуры и искусства под управлением Владимира Девятова». Народный артист Российской Федерации.