«Такое многим звездным блогерам не снилось!» Роман Гальперин – об успехах и секретах программы «Вместе»
В этом году телерадиокомпания «Мир» отмечает 30-летний юбилей. Все эти годы мы информируем наших зрителей, слушателей и читателей о главных событиях в странах СНГ, рассказываем о самых интересных местах и удивительных людях.
Особая любовь и гордость «МИРа» – еженедельная итоговая программа «Вместе». С руководителем отдела программы Романом Гальпериным мы поговорили о том, как устроена внутренняя кухня и какие сюжеты стали самыми популярными за первую половину 2022 года.
Роман, расскажите, как вы оказались в программе «Вместе», с чего все начиналось?
– Я работаю руководителем отдела программы «Вместе» почти четыре года, а начиналось все банально... Шесть лет я отработал в славном городе Саратове на местном телеканале: был и корреспондентом, и ведущим, и выпускающим редактором. В 2017 году переехал в Москву. Устроился корреспондентом на телеканал «МИР» и долгое время не попадал в обойму программы «Вместе», ведь туда отбирают лучших из лучших. Тогда шеф-редактором была Мария Казакова-Семенова, которая сейчас является заместителем руководителя информационной службы. И сюжеты для программы «Вместе» я начал снимать где-то через год. Сначала получалось не очень, а потом втянулся. В ноябре 2018 года Маша ушла в декретный отпуск и на ее место не могли найти шеф-редактора. Вот я и подумал: «А почему бы и нет?» Предложил свою кандидатуру. И меня утвердили, за что огромное спасибо всему руководству канала. Вот уже почти четыре года я работаю в лучшей информационной программе телеканала «МИР».
Чем «Вместе» отличается от аналитических программ на других каналах?
Главное отличие в том, что у нас есть наши любимые коллеги в странах Содружества Независимых Государств (СНГ). Ни у кого из информационных итоговых аналитических программ в России нет такой сетки в странах Содружества, никто не может так быстро, оперативно, а самое главное – с пониманием рассказать, что происходит в Армении, Азербайджане, Грузии и других странах. Это наш главный плюс! Если вы посмотрите другие итоговые программы, вы увидите в основном российских спикеров и экспертов, а у нас есть возможность получать все самое интересное из всех стран СНГ.
Конечно, мы никак не можем уйти от международных тем, от того, что происходит в США, Европе. Естественно, все самое интересное за неделю мы собираем – без этого никуда. Но основной упор на странах Содружества, потому что это наше все.
Какие программы и сюжеты стали самыми популярными в этом году?
– Самым рейтинговым выпуском стала программа от 6 марта, где мы рассказывали всему Содружеству о думскроллинге, или бесконтрольном чтении плохих новостей, о российской экономике в условиях санкций и белорусской конституции.
Два десятка сюжетов итоговой программы с начала года стали миллионниками по просмотрам на YouTube-канале «МИР 24». Могу назвать пять самых популярных: пятое место у репортажа о кризисе в Молдове, автор – корреспондент молдавского филиала Ирина Глушко: 2,7 миллионов просмотров. Дальше идут сразу три материала нашего политического обозревателя Романа Никифорова: нефть за юани (3,7 миллионов просмотров), сюжет о жуткой авиакатастрофе в Китае (4,4 миллиона просмотров), холод и топливо за рубли (4,5 млн просмотров). На первом месте сюжет Глеба Стерхова про раскол в странах Европы и переход на рубли при покупке российского газа. Восемь с лишним миллионов просмотров, почти сутки первое место в трендах – такое многим российским звездным блогерам и не снилось.
У вас в соцсетях стоит фото со статуэткой ТЭФИ...
– Это случилось, когда я работал еще в информационной службе в Саратове. Наши новости в 2012 году выиграли ТЭФИ-Регион в номинации «Лучшая программа в городах до миллиона человек».
Но недавно у программы «Вместе» появилась своя награда: в 2021 году мы получили «Золотой луч» от Национальной ассоциации телерадиовещателей. Это награда от наших коллег, которые отметили нас как лучшую информационно-аналитическую программу на российском телевидении.
Как устроена внутренняя кухня программы «Вместе», сколько человек над ней работает?
Мы выходим в прямом эфире. Первая программа – на Дальний Восток – выходит в 11:30 по Москве, а в 18:30 выходит оригинальный выпуск – на европейскую часть России. Помимо меня, шеф-редактора, программу создает бригада режиссеров и монтажеров, четыре продюсера и три штатных корреспондента, которые работают исключительно на программу «Вместе». Но, так как втроем сделать часовую программу невозможно, мы привлекаем корреспондентов из информационной службы – в зависимости от того, какие темы они снимают на неделе и где в каких командировках оказываются. И, естественно, на программу «Вместе» работают все наши коллеги из филиалов и представительств.
Один выпуск могут делать и 40 человек. К примеру, в связи с пандемией у нас временно появился формат, который назывался «традиционный обзор наших корреспондентов», когда ребята из разных филиалов, из разных городов рассказывали последние новости о ситуации с коронавирусом, и каждый появлялся в эфире на 20-30 секунд.
В какой день недели программа уже обретает итоговый вид?
– В принципе, в среду мы уже примерно понимаем, какие темы будут в программе. Мы создаем так называемый монтажный план – это верстка программы. Но, конечно, мы живем в таком мире, где все меняется с космической скоростью, так что к эфиру от наших планов может ничего не остаться. Первый раз, как я уже говорил, мы выходим в эфир с нашей ведущей Екатериной Абрамовой в 11:30, этот выпуск отсматривается всем руководством, и после этого частенько приходится вносить правки и переделывать выпуск. Следующий эфир в 18:30. Мы никогда не сидим на месте, все время что-то доделываем, переделываем, улучшаем. «Улучшайзингом», как у нас это называется, мы занимаемся постоянно. И даже когда в 18:30 выходит в эфир какой-то сюжет, мы потом еще долго обсуждаем, как его можно было «доулучшайзить».
Екатериной Абрамова – неизменная ведущая программы много лет...
Она – самый опытный журналист, на телеканале ее авторитет огромный. И, конечно же, мы прислушиваемся к ней безусловно. А к кому еще прислушиваться, как не к человеку, который уже столько лет в профессии? Когда я, молодой и неопытный, пришел в программу, я не понимал, что такое верстка и как верстать программу, что нужно делать, и я всегда мог прийти в ее кабинет и спросить: «А как это делать? А как – то?» Ни одного вопроса не оставалось без ответа.
Случались ли на съемках курьезные случаи, экстремальные?
– Экстремальные случаи у нас каждую неделю. Это же прямой эфир. В отличие от новостей, у нас очень большой хронометраж, и мы должны готовиться заранее. У новостей есть 15 минут в час, к примеру, они могут что-то не показать, если у них не пришла картинка или если у них нет информации, и рассказать об этом в следующем эфире, а у нас такой возможности нет. Поэтому каждую неделю бывают какие-то «веселые» истории. Однажды у нас «отвалились титры», то есть вышло из строя оборудование, которое выдает титры в прямой эфир. И вот всю программу на Дальний Восток телезрители смотрели без них. Кто эти прекрасные люди, которые появлялись в кадре, где это происходит и когда – было загадкой. Поэтому на следующий часовой пояс пришлось титровать программу заново.
Ну, а самые сложные выпуски лично для меня – в день выборов. Как правило, все выборы проходят в воскресенье, когда мы в эфире.
Роман, насколько сильно работа в такой программе влияет на ваш ритм жизни?
Фактически моя жизнь сейчас – это программа «Вместе». Несмотря на то, что у нас немного смещенный график – понедельник и вторник у меня выходные – это все условности, потому что коллеги во всех филиалах работают и в понедельник, и во вторник. Они звонят, что-то уточняют, предлагают темы. Мы должны постоянно быть на связи, кроме того, в течение дня я вычитываю порядка 60-70 Telegram-каналов, плюс подписки на разные сайты. Я все это читаю, потому что должен постоянно быть в информационном поле.
Спасают жена и ребенок, с которыми пытаюсь проводить все свободное время, как-то переключаться. У моих домашних есть любимое дело – отобрать у меня телефон ненадолго, потому что я постоянно в нем. Конечно, такой режим работы – это «стресс-стресс», особенно в субботу и воскресенье, когда вносятся последние правки. Бывает такое, что мы можем вообще не спать, это не очень хорошо, потому что теряется концентрация, но это специфика нашей работы. Которую мы все очень любим!