"Вы и убили-с, Юрий Капитонович…": "Бесприданница" Новосибирского музыкального театра
Один из крупнейших оплотов жанра Новосибирский музыкальный театр представил на фестивале мелодраму (именно так обозначен жанр на афише) "Бесприданница" по мотивам пьесы А.Н. Островского. В версии режиссера Василия Заржецкого, либреттиста Льва Яковлева и композитора Ефрема Подгайца драма русского классика превратилась в детектив. Фото: Дарья Жбанова Сначала на экране, затем на сцене – следователь (Евгений Дудник), который ведет допрос подозреваемого Юлия Капитоновича Карандышева. Его застали перед телом мертвой Ларисы Огудаловой. Пистолет был в ее руках. Самоубийство? Убийство? Если убийство – кто злодей? По законам герметичного детектива в духе Агаты Кристи убийцей может быть любой из персонажей. Ситуация, конечно, в данном случае сильно притянута за уши, но, бесспорно, добавляет в хрестоматийный сюжет новую струю. Забегая вперед, скажу, что вопрос о виновнике остался открытым: Карандышев ушел в несознанку, а под конец и вовсе обвинил в убийстве всех присутствующих на сцене. Если бы либретто было написано лет 50 назад, то можно было ждать идеологического вывода, что Ларису убило капиталистическое общество и царизм. То, что мы видим на сцене, очень красиво: видео-арт Павла Смакотина и сценографическое решение Елены Вершининой создают вполне традиционную историческую атмосферу эпохи Островского. Здесь и широта Волги с уплывающей вдаль "Ласточкой", и набережная, и трактир. Костюмы также решены в историческом ключе. Не обошлось и без цитат – костюм Паратова (Роман Ромашов) напоминает роскошные белые одежды Никиты Михалкова из фильма Эльдара Рязанова. Да и сам артист слегка "косит" под ставший легендой кинематографический образ, что удается ему не очень хорошо: получился, скорее, одесский авторитет Беня Крик, нежели русский капиталист, способный до потери сознания влюбить в себя Ларису. Фото: Дарья Жбанова Остальные актерские работы заслуживают высокой оценки. Интересный образ создает Елизавета Дорофеева (Харита Игнатьевна) – жесткая, волевая, циничная. Лариса (Алина Шайхеева) – изящная, красивая, трогательная, вызывает сострадание, несмотря на стандартность трактовки своей героини. На своем месте Кнуров (Андрей Алексеев) и Вожеватов (Кирилл Бедарев). Замечательно придуман образ Робинзона – здесь он комик Аркадий Счастливцев, забежавший из другой пьесы Островского, и для актера Антона Лидмана – это просто бенефисная роль. Не зря актер, играющий, казалось бы, второстепенную роль, получает от зрителей настоящие овации на поклонах. И, наконец, Василий Халецкий в роли Карандышева, который здесь становится главным героем. Это очень талантливая работа, внятно сыгранный характер, не однозначный, и, что самое главное, вызывающий сочувствие и понимание. Надо еще добавить, что Халецкий и Лидман обладают прекрасными вокальными данными, которые прекрасно синтезируются с их актерской убедительностью. Музыка Ефрема Подгайца отсылает нас к традициям советского мюзикла очень давних времен. Это не упрек и не комплимент – просто констатация факта. Здесь все просто, мелодично, жанрово, оркестр по управлением Александр Новикова с нужным градусом энергии и куража играет аккомпанементы, большинство из которых укладываются в концепцию "ум-ца-ум-ца", что опять-таки вовсе не плохо. И такие музыкальные спектакли нравятся публике. В том числе и молодой, в чем я убедилась, задав вопрос двум 16-летним девушкам, которые могли сойти в данном случае за целевую аудиторию только в связи с тем, что в школьной программе есть А.Н. Островский. Им все очень понравилось – и сюжет, и артисты, и музыка – как они выразились, "красивая и простая".