Турдейская Манон с полотен Ватто

Ленинградский интеллигент Всеволод Петров, друг Даниила Хармса, ученик и друг Николая Пунина, искусствовед, писатель и поэт, в годы войны служил офицером в санитарном эшелоне, где пережил гибель своей возлюбленной. Этот эпизод фронтовой жизни Всеволод Николаевич запечатлел в повести, наполненной миром искусства великой литературы и живописи. Режиссер Денис Сорокотягин переработал авторский оригинал и добавил в драматургическую основу дневники Всеволода Петрова, а также тексты Николая Олейникова, Михаила Кузмина, Александра Введенского, Даниила Хармса, Данте, Шекспира и свои собственные. Режиссер выступил еще и в роли композитора, сочинив важную музыкальную составляющую общей партитуры постановки. Фото автора Небольшая интродукция предвосхитила историю одной любви. Перед сидящими мужчиной и двумя женщинами стояли пюпитры. Началась, как будто, актерская читка литературного материала. Рояль и виолончель сыграли развернутое трезвучие ре минора, интервал секунды прервал звуки. Остановка. Военно-санитарный поезд встал на станции Турдей. Прекрасное чувство любви способно родиться среди войны и лишений, которые затмевает романтическое воображение главного героя. Влюбленный человек приподнимает предмет своей любви, Верочку, над всеми ужасами военного времени, олицетворяя ее с героинями нетленных произведений литературы и живописи. В отличие от других, считающих ее проституткой, эта девушка напоминает ему Манон, женщину, созданную для любви и внушающую всем это чувство. Она, сошедшая с картин Ватто, внешне и внутренне отличается от других представительниц женского пола. Но все это не защищает ее от гибели под бомбежкой. Почти документальный текст повести Всеволода Петрова воспринимается, тем не менее, очень тонкой литературной субстанцией в спектакле. Поэтика рождается повсюду. Метафоры и цитаты, которых главный герой просит не использовать, отсылают к самым поэтическим страницам литературы. Видео галерея на задней стене сцены создает прелестную ауру рококо, привнося разнообразные акценты текстовым репликам артистов. Песенные композиции и танцевальные дивертисменты создают необходимые настроения и раскрывают словесные недосказанности. Сюжет движется среди дуэтного звучания рояля и виолончели - Степан Аникеев-Кондрашин (мальчик-виолончелист), Денис Сорокотягин (пианист). Фото автора Лейтмотив ре минора с останавливающейся секундой повторяется не единожды, обнажая смыслы повествования. Пространство, сжатое между двумя соседними клавишами, даже в музыке, вмещает в себя сотни обертонов. В этом маленьком атоме секунды и есть сжатость времени всех обитателей вагона-теплушки. Время не шло, время - ничто для героя, Веры, Нины Алексеевны, мальчика. Сама повесть густо населена персонажами. Режиссер-драматург выбрал эти четыре линии, из которых сплетал косичку "пасторали в картинках". Так значится подзаголовок читакля. Актерское трио - Роман Калькаев (Он, главный герой), Юлия Зыбцева (доктор Нина Алексеевна), Любовь Логачева (Вера) - играя своих персонажей, необыкновенно чутко и осторожно относились к взаимодействию образной сферы героев. Была сохранена атмосфера рафинированной личности самого Всеволода Петрова. Хотя, по словам участников оригинальный текст не льется из уст, его физиологически затруднительно произносить. Было много поиска в нахождении верной подачи фраз. Повесть "Турдейская Манон Леско", написанная Всеволодом Петровым в 1946 году, нашла своего читателя только спустя 60 лет. Теперь Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой представил ее и зрителю, познакомив с удивительным примером малоизвестной прозы XX века в своем прочтении.

Турдейская Манон с полотен Ватто
© Ревизор.ru