Любви все возрасты покорны. Премьера "Старомодной комедии" Арбузова в "Ленкоме"

"Мне еще нет 80 лет…", — кокетливо говорит актриса Олеся Железняк, блестяще сыгравшая Лидию Васильевну Жербер — одну из главных ролей в спектакле "Старомодная комедия", премьера которого состоялась в театре "Ленком Марка Захарова" восьмого октября. Зрители в ответ смеются и аплодируют. Многие из них специально пришли посмотреть на Олесю Железняк в новой роли.

Любви все возрасты покорны. Премьера "Старомодной комедии" Арбузова в "Ленкоме"
© ТАСС

Четвертая премьера Олеси Железняк и дебют Игоря Бочкина в "Ленкоме"

Талантливая актриса, которую раньше гораздо чаще можно было увидеть в антрепризных постановках, чем на сцене родного театра, за последние два года сыграла в четырех премьерах "Ленкома". Предыдущую — "Последний поезд" — показали сразу после открытия сезона в самом начале сентября. 47-летняя Железняк играет в этих постановках матерей и женщин преклонного возраста. Но это не расстраивает актрису. Еще в театральном институте ей все время доставались возрастные героини. На вторую главную роль Родиона Николаевича приглашен актер Игорь Бочкин, известный любителям сериалов по проектам "Челночницы", "Рокировка" и "Склифосовский". Бочкин, раньше игравший в спектаклях Самгина и в репертуарном театре, и в антрепризе, на сцене "Ленкома" — дебютант, правда, с огромным опытом. Актеры познакомились только в мае нынешнего года, но легко нашли общий язык.​

Директор нового проекта (и директор "Ленкома") Марк Варшавер собрал для "Старомодной комедии" очень интересную команду. Режиссер спектакля Роман Самгин — один из редких в отечественном театре и кино специалист по постановке комедий и вообще комедийному жанру. Кроме того, Самгин ученик Марка Захарова (а у него, как известно, и с юмором, и с иронией всегда было все в порядке), он начинал свою творческую жизнь в "Ленкоме", не так давно поставил там спектакль "Под одной крышей", где играла Олеся Железняк, не раз с ней работал и в театре, и в антрепризе. Художник-постановщик "Старомодной комедии" — давний соавтор Самгина Виктор Шилькрот, участник российских и международных выставок театрально-декорационного искусства и лауреат премии "Золотая Маска".

"Старомодная комедия" — пьеса для двоих. Она рассказывает о взаимоотношениях двух немолодых людей, случайно встретившихся в санатории на Рижском взморье, — главврача Родиона Николаевича и его эксцентричной пациентки Лидии Васильевны, которая по ночам читает стихи, поет и под утро вылезает из окна, чтобы посмотреть рассвет на море. И о том, как их взаимная симпатия постепенно перерастает в любовь.

Назад в 60-е

Одна из самых популярных в советское время пьес Арбузова "Старомодная комедия" показалась Самгину созвучной нынешнему времени. Однако перед режиссером и художником стояла непростая задача. "Старомодная комедия" (1975), как и все пьесы Арбузова, в отличие от трагедий и комедий Шекспира и комедий Мольера, действие которых легко переносится в современность, сильно связана с бытовыми деталями и реалиями того времени. Но с этой задачей постановочная команда успешно справилась. Арбузовский текст немного почистили и подсократили, но большинство подробностей оставили: например, то, что Родион Николаевич воевал и в Гражданскую, и в Великую Отечественную (правда, эту реплику Бочкина зрители встречают недоверчивым смешком), а сын Лидии Васильевны погиб в 1945 году под Кенигсбергом. Лидия Васильевна носит вязаные шали, модные в конце 60-х, и поет "Голубку" — песню, появившуюся в СССР после Великой Отечественной войны.

Совершить путешествие в прошлое помогает пара, названная в программке "Молодые люди" (Дмитрий Мальцев и Роман Рахимов), — поэтому в спектакле не два, а четыре героя. В самом начале они появляются на сцене в прозрачных пластиковых куртках и белых перчатках, словно ученые, затеявшие необычный эксперимент. И во время действия помогают героям: если надо, прокатят на старинном мотороллере Лидию Васильевну или подыграют на гитаре запевшему Родиону Николаевичу. Декорация Виктора Шилькрота напоминает стеклянные вестибюли советских санаториев (на втором этаже, как в музее, выставлены фигуры в костюмах эпохи 1970-х). В центре сцены три сосновых ствола. В картине, где герои выходят из Домского собора, стволы сдвигаются, как бы превращаясь в органные трубы, а стекла вестибюля подсвечиваются, напоминая соборные витражи.

Психологическая ткань

Лидии Васильевне Жербер, которую играет Олеся Железняк, в пьесе 68 лет. Но возраст героини актрисе не помеха в отличие от той, для кого изначально создавалась эта роль. Речь о Марии Бабановой, которая из-за особого склада характера не принимала старости и с трудом могла играть возрастных персонажей. Олеся Железняк в этой роли помимо искренности, обаяния и особой душевной трепетности демонстрирует чудеса мгновенного переодевания, успевая в короткие промежутки между картинами с ловкостью эксцентрика надеть новое платье, и в каждой появляется в новом (художник по костюмам Ирэна Белоусова). Поначалу грубоватая и нелепая в красном тренировочном костюме и красной шапке. Лидия Васильевна сменяет одеяние на платье с кричащим узором и экстравагантную красную чалму. Зато потом с каждой картиной становится все изящнее и элегантнее.

Одно из главных достоинств спектакля — то, как режиссер психологически точно выстроил партитуру взаимоотношений между героями, и как тонко, словно музыканты-виртуозы, исполняют ее оба актера. Несмотря на то, что перед нами история любви, которая зачастую начинается по инициативе женщины, Лидия Васильевна Олеси Железняк вовсе не пытается соблазнить Родиона Николаевича, хоть и приятно удивляется, когда узнает, что этот импозантный мужчина абсолютно свободен (актриса в этот момент поворачивается к зрителям спиной, но ее реакция настолько выразительна, что вызывает понимающий смех зала). Как она переживает, не зная, понравятся ли Родиону Николаевичу ее бульон и котлетки, принесенные ему в больницу, и как облегченно вздыхает, увидев, что он ест с удовольствием. А он, выяснив, что муж, о котором постоянно говорит Лидия Васильевна, расстался с ней 10 лет назад, тут же приносит ей букет роз. И он, и она, ищут понимания, постепенно "оттаивают", их словесные пикировки становятся все мягче. А зрители, замирая, следят, как герои медленно сближаются, и их дружба перерастает в любовь. Они вовсе не собираются начинать жизнь "с чистого листа", оба будут трепетно хранить прошлое, при этом веря, что их ждет счастье. Потрясающее по своей глубине и одновременно яркости существование двух актеров на сцене заставляет зрителей от всего сердца переживать за судьбу двух немолодых людей. Наверное, потому, что над искренними чувствами время не властно.

Ольга Романцова