За что китайцы полюбили русскую балалайку

В России производят менее одного процента объема мирового рынка музыкальных инструментов. Нарастить выпуск гитар, барабанов и пианино решили еще год назад, когда приняли стратегию развития отрасли. План был рассчитан до 2030 года, однако введенные против России санкции заставляют власти поторопиться. Импортозамещение в культуре обсудили в профильном комитете Госдумы 12 октября.

За что китайцы полюбили русскую балалайку
© Парламентская газета

Износ 70 процентов и более

По данным Минпромторга, сегодня музыкальные инструменты в России делают 250 предприятий. Еще шесть лет назад в реестре ведомства их было всего 48. Причем более половины тогда специализировались на народных инструментах. А вот рояли и пианино в России в 2016 году вообще не делали. К этому времени с рынка их полностью вытеснили европейские и азиатские аналоги. На это еще тогда обратил внимание народный артист России Денис Мацуев.

«Сегодня мы возрождаем производство пианино и роялей в России», — рассказал в Госдуме директор департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга Дмитрий Колобов. Первые новые отечественные пианино уже поступили в музыкальные школы.

«Также в России расширили производство ударных инструментов», — сообщил Колобов. А на днях в Нижнем Новгороде открылось предприятие, производящее фаготы, гобои и тромбоны.

Сконцентрироваться на выпуске именно этих музыкальных инструментов заставил их дефицит в музыкальных школах. Ранее власти заявляли, что износ пианино в учреждениях культуры и образования составил 81 процент. Износ других музыкальных инструментов в среднем — 70 процентов.

Наши рожки для Поднебесной

Качество российских музыкальных инструментов уже оценили и в других странах, рассказали в Госдуме представители Ассоциации производителей музыкальных инструментов. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в Китай в 2021 году экспортировали музыкальных инструментов, их частей и принадлежностей на 183 тысячи долларов США, что почти в семь раз больше, чем годом ранее.

Так, китайские оркестры закупают рожки российского производства. Но все же большинство инструментов, на которых играют профессиональные музыканты в Поднебесной, — пока европейские или американские.

«Китайские оркестры не играют даже на китайских инструментах, хотя китайцы намного раньше стали заниматься изготовлением тех же роялей», — сказал в Госдуме директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов. Дело в том, что лидерами по производству такой продукции по-прежнему остаются Европа и США, отметил он. России тоже важно сохранить качество звучания своих оркестров, так как «это всегда было нашей гордостью и нашей мягкой силой», отметил Шалашов.

Российские рояли качественнее китайских, парировал директор Фабрики театрального и концертного оборудования Борис Рожанский. «Наши рояли — это, конечно, не Steinway (признанный лидер на рынке роялей. — Прим. ред.), но делаем лучше, чем Индонезия и тот же Китай», — сказал он. Правда, признал, что «до Европы Россия в этом вопросе пока не дотягивает».

При этом эксперты говорили о нехватке специалистов для производства музыкальных инструментов. Кроме того, необходимо выработать новые стандарты такой продукции, чтобы в будущем она могла конкурировать с мировыми лидерами. На это уже обращали внимание и в кабмине, где в 2021 году приняли стратегию развития индустрии музыкальных инструментов. В ней отмечено, что сейчас в России действуют девять государственных стандартов, принятых с 1975 по 1989 год, и во многих из них указаны материалы, которые уже не используют в современном производстве.

Да будет свет — пока вопрос

Проблемы есть и со звуковым и световым оборудованием, без которого невозможно ни одно крупное шоу, будь то спектакль, концерт или цирковая программа, рассказал народный артист России Эдгар Запашный. «Сейчас у нас оборудование исключительно производства США и Канады. Теперь стоит вопрос — на что менять?» — поделился своими переживаниями в Госдуме генеральный директор Большого Московского государственного цирка.

Сложности есть и с переводом учреждений культуры на российское программное обеспечение, сообщили в Госдуме представители Минцифры. Этот вопрос решается уже не первый год, но пока большинство программ по-прежнему импортные. Для разработки отечественных аналогов надо минимум 3-5 лет. При этом, например, сложный графический редактор типа фотошопа разрабатывается больше 10 лет, отметили представители ведомства.

Поэтому приступать к разработке такого программного обеспечения нужно уже сейчас. Также надо прорабатывать параллельный импорт инструментов, техники и оборудования, которые пока заменить нельзя, отметили участники встречи.

Сбор предложений об импортозамещении в культуре продолжится. Прошедшая встреча — только первая в череде таких мероприятий, отметила председатель профильного комитета Госдумы Елена Ямпольская. «Мы не хотим рубить топором по живому. Мы не должны идти на принцип», — сказала она. Где-то замена импортных компонентов на российские оправданна, а где-то нет, подчеркнула депутат. Задача экспертов — в этом разобраться.