Черданцев об идее написать художественную книгу: «Иногда думаю об этом, но это сложно. Мне кажется, все сюжеты уже придуманы»
Комментатор «Матч ТВ» Георгий Черданцев, который недавно выпустил свою четвертую книгу о футболе, считает, что ему пока ближе жанр публицистики. На днях вышла переизданная версия книги Черданцева «Чемпионаты мира по футболу. 1930–2022». — Можно сказать, что прямо сейчас написание книги для вас больший кайф, чем комментирование и работа ведущего? — Это разные вещи. Когда ты пишешь книгу, ты один на один с самим собой. Когда ты комментируешь событие, ты реагируешь прямо здесь и сейчас. Это больше работа эмоциями, а не только разумом. Плюс это устный жанр, в котором ты не можешь переосмыслить какие‑то вещи, лучше сформулировать. Все происходит прямо сейчас. В публицистике, которой я занимаюсь, на это время есть. Ты пропускаешь большое количество материалов через себя, редактируешь, переосмысливаешь. Это совсем другая работа по своей сути. Не говорю, что одно интереснее другого. Но книги — это очень энергозатратное дело. На одну главу у меня ушел месяц ежедневной работы. Это требует гораздо больше усилий, чем полтора часа посидеть в эфире. — Художественную книгу не думаете написать? — Иногда. Но пока, думаю, это не мое. Создание своего сюжета — это интересно, но очень сложно. Мне кажется, все сюжеты уже придуманы. Плюс у нас так устроена жизнь, что ярлыки и ассоциации крепко связывают персонажей с каким‑то видом деятельности. Не уверен, что если бы я, к примеру, написал книгу про воспитание детей, ее бы всерьез восприняли. Подумают: «Почему спортивный комментатор пишет о том, как воспитывать подростка?». Хотя я бы и мог чем‑то своим поделиться на эту тему. Но у меня есть своя ниша, в которой я существую. И ассоциация моей фамилии с футболом больше работает в направлении спорта, а не про устройство мироздания. Это больше для домашних разговоров. Написать интересную художественную книгу про футбол — это да. Но сколько интересных художественных книг про спорт вообще есть в литературе? По пальцам можно пересчитать. Если мы говорим именно про книгу, а не про киносценарий. Даже на русском языке не так легко сразу вспомнить. Ну есть «Вратарь республики» Льва Кассиля. Что еще? Кстати, на даче у меня есть чудесная совершенно книжка про футбол, изданная в 50‑е годы в СССР. «Тройка без тройки» называется. Гениальная вещь. Это идеальное сочетание подросткового воспитания, когда поднимаются общечеловеческие проблемы детей, отношения в классе, дружба, мальчик ухаживает за девочкой — и все это на фоне футбола. Потому что главный персонаж играет за команду своего двора против соседней школы. Замечательная книжка, такого у нас не делают сейчас. Я же точно не написал бы лучше, да и зачем? Такие сюжеты надо переиздавать, — сказал Черданцев «Матч ТВ».
Плющев: «Овечкин многое сделал не только для «Вашингтона», но и для мирового хоккея. Он помогает молодым не только на льду»
Мартемьянов: «Не скажу, что «Амур» играет в атаке плохо, парни из борьбы не вылезают. Всевышний увидит их труды и вознаградит»
Плющев — об антирекорде «Амура»: «Было большой ошибкой убрать Мартемьянова»