В Москве состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Стиффелио»
Премьера первой в России постановки оперы Джузеппе Верди «Стиффелио» состоялась в московском театре «Новая опера».
Герой произведения – священнослужитель в одной из протестантских сект. Измена супруги становится слишком тяжелым испытанием для него. Обман жены заставляет героя переосмыслить отношения и с внешним миром, и даже с самим Всевышним.
«Прекрасная партитура, это изумительная музыка, очень сильная, очень страстная и глубокая. Конечно же, проблематика взаимоотношений человека с Богом, а в данной ситуации не просто человека, но священника, который испытывает кризис веры, который проходит испытание. Это цепляет», – отметила Екатерина Одегова, режиссер спектакля.
Игру страстей оттеняет викторианская сдержанность. Она проявляется и в костюмах, и в оформлении пространства на сцене. При минимуме декораций настроение создает игра света и тени. Опера относится к раннему периоду творчества великого композитора – она была написана в середине XIX века. Требованиям маэстро Верди и сегодня непросто соответствовать, говорят музыканты.
«Такое впечатление, будто он проводил лабораторные исследования, если говорить сегодняшним языком, вокальных возможностей. Потому что ведущие партии: сопрано, тенор и баритон – они очень сложные. У сопрано настолько сложная, что там есть одна молитва, которая пропускается при постановках: не справляются. Наши девушки справляются», – сказал Александр Самоилэ, дирижер.
«Партия сложная, у нее много нюансов, связанных именно со штрихами, которые редко где встречаются. Наверно, на выпевание этих штрихов, хотя они, скорее, инструментальные, чем вокальные, потребовалось много времени», – рассказала Марина Нерабеева, актриса театра «Новая Опера».
Отдельное внимание создатели спектакля уделили на репетициях эпизодам с активным действием героев. Попытки удушения, падения – компактность формы скрывает богатое содержание, эмоциональное напряжение нарастает постепенно.
«Современный зритель очень сложно воспринимает большой перехлест страсти, поэтому нужно было сделать тонкий баланс между тем, где зритель может чуть-чуть выдохнуть, а потом быть готовым отдаться этим вердиевским страстям», – объяснила режиссер спектакля.
Неоднозначность героев, сложность их характеров делают трагический финал как будто неотвратимым. Точка в сюжете – кроваво-алого цвета. И лишь последние слова, цитата из Евангелия о прощении, которая звучит на сцене, оставляет надежду: ненависти не победить любовь.
Фото: TV BRICS