Написанную в 1966 году картину 90-летнего немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера «192 цвета» продали на аукционе Sotheby's в Лондоне почти за 20,5 млн долларов.
На белом полотне — несколько рядов мелких квадратиков разных цветов. Картина стала началом периода абстракционизма в карьере известного художника. Как отметили в аукционном доме Sotheby's, это «исключительно смелый и бескомпромиссный художественный жест». В свое время суровый минимализм «192 цветов» вызвал бурю негодования в окружении Рихтера.
192 цветные ячейки отражают общество 60-х годов прошлого века, и в этом ценность полотна, объясняет независимый куратор, историк искусства, преподаватель Высшей школы экономики Надежда Плунгян:
— Во-первых, Герхард Рихтер действительно интересный, крупный художник. Его значение постоянно меняется — то увеличивается, то уменьшается. Но мы видим, как эта фигура переоценивается. Эта картина, пожалуй, программная во многом. Картина 1966 года, и в ней описание как такового 1966 года. Она довольно лаконичная, но в то же время она представляет собой своеобразную философскую сумму общественного устройства середины 1960-х, когда общество было разделено на одинаковые, равные ячейки, которые человек вроде бы должен был занять. Но ячейки разного цвета, мерцание этих ячеек превращались в своей сумме в разнообразную на первый взгляд картину. Мне кажется это интересным, это тонкое замечание. Это совсем иначе выстроено, чем искусство начала века.
— Аукционный дом Sotheby's заключает, что картина проявляет себя смелой и бескомпромиссной. Можно ли в данном случае согласиться с этим утверждением?
— Нужно делать скидку на этот язык. Это язык продаж. «Смелый, бескомпромиссный» — это штампы, которые нужны для того, чтобы кратко описать покупателю исключительность объекта. Конечно, эта картина — особенная, но я не могу сказать, что это величайшая картина XX века. Но в ней есть большое своеобразие.
Произведения Герхарда Рихтера хранятся в собраниях крупнейших музеев Европы. В 2005 году он занял первое место в ежегодном списке самых дорогих и успешных мастеров современной немецкой живописи журнала «Капитал». Художник, лауреат «Золотого льва» Венецианской биеннале, он стоял у истоков зарождения капреализма.
«192 цвета» — одна из работ цикла «Цветовые схемы». В том же стиле Рихтер выполнил для Кельнского собора витраж «80 цветов», состоящий из 11 тысяч кусочков стекла. Площадь витража — 113 квадратных метров.