«Разговор у реки» … состоится уже сегодня на сцене театра молодежи
Уже сегодня, 15 октября, в Приморском краевом драматическом театре молодежи состоится премьера спектакля «Разговор у реки». Корреспондент PRIMPRESS накануне побывал на сдаче и поделился впечатлениями.
Пожалуй, ничего подобного приморский зритель еще не видел как минимум с точки зрения того огромного арсенала технических средств, которыми пользуется режиссер Александр Созонов (Москва). Причем перегруженности не ощущается: все к месту и четко в цель для того, чтобы верно расставить акценты и создать определенные впечатления.
Спектакль выглядит лаконичным во всех смыслах. Декораций (Лилия Хисматуллина) на самом деле немного: ящик, имитирующий берег, шконки, больничная кровать, несколько столов и стульев, детская кроватка – они появляются, играют свою роль и пропадают. Ничего не отвлекает от драматургии.
Особое значение приобретает видеотранслятор (Алексей Береснев), через который внимание зрителя обращают на отдельные детали. Так создается эффект присутствия, как будто зритель и в самом деле является непосредственным участником действа.
Но, наверное, даже не это главное. Действительно акценты расставляют свет (Сергей Силко) и музыка (Иван Кушнир), каждый раз погружая в особое состояние. Временами идет снег, льет проливной дождь, чувствуется жар цеха с кипящим чугуном и течет река … как время.
Разговор отца и сына состоялся у реки в 1986 году, когда вроде бы еще ничего не предвещало большой беды. Музыкант и инженер Яков Харон поведает сыну непростую историю своей жизни, в которой было много плохого и много хорошего, много страшного и много смешного (а речь идет о 30-40-х годах). Что бы ни происходило, он принимал это и двигался дальше. В его уста вкладывается рецепт счастливой жизни, о котором режиссер Александр Созонов говорил еще на пресс-конференции. А звучит он примерно следующим образом: «Жизнь как река, и дважды в нее не войти. Важно помнить и все хорошее, и все плохое. Тогда можно плыть дальше».
Исполнитель главной роли Андрей Трофимов создал своего героя цельным и понятным, настоящим русским мужиком, деятельным, ироничным, мудрым и тонко чувствующим. Он постарался передать свой непростой опыт сыну, которого назвал в честь друга, с которым съел не один пуд соли. Яков так хотел, чтобы его Юрка был похож на друга Юрку, но он другой, и это не единожды отмечается. Случайно ли, или есть в этом подтекст?..
Финал поражает до глубины души: ожидаемый и неожиданный, чувственный и проникновенный, цепляющий где-то на бессознательном (а, может быть, и сознательном) уровне. То ли точка, то ли запятая...
Еще на пресс-конференции режиссер сказал, что дает зрителю возможность самостоятельно трактовать увиденное. А поле для трактовок действительно широкое. Кто-то увидит репрессии во всей своей красе, неприглядный быт заключенных и глубокую политическую подоплеку, а кто-то – простые человеческие чувства и отношения, силу духа и волю, все то, что даже в сложные времена позволяет оставаться по-настоящему свободным. И все это без надрыва, просто, а главное – искренне. И от этого на глазах выступают слезы…
Пожалуй, что «Разговор у реки» сегодня нужен каждому, как минимум для того, чтобы открыть в себе настоящего русского мужика – Якова Харона, живущего полной жизнью в любых предполагаемых обстоятельствах. Ведь он, безусловно, есть в каждом из нас.