Пикассо&Денисов: четыре девушки

Творческая находчивость художественного руководителя Георгия Исаакяна и коллетива Детского музыкального театра им.Сац в полной мере проявилась в период наступившей реконструкции Большого зала. Команда начала креативить с неуемной энергией, осуществляя необычные и нетривиальные решения использования всех пространств своего роскошного в архитектурном плане здания. Путешествия по оркестровой партитуре проекта "Sila" Джона Адамса, тематические оркестровые программы, иммерсивные оперные премьеры, концертные исполнения музыкальных редкостей и знакомство зрителя с диковинами мирового оперно-симфонического наследия - неполный список начинаний ремонтного периода. Начало второго сезона без главной сцены вновь выявило мощный потенциал придумщиков оригинальных перформансов с участием всей театральной труппы. Выбор "Четырех девушек" Пикассо на музыку авангардиста Эдисона Денисова - смелый и оригинальный почерк сацевцев. Репертуарная свежесть, просветительская направленность, трудность сценической реализации сочинения "бездействия" - важные составляющие новой работы коллектива. Идея исполнить весьма редко звучащую оперу "Четыре девушки" исходила от дирижера Валерия Платонова. В 1989 году он дирижировал премьеру другой оперы Эдисона Денисова "Пена дней" в Пермском театре оперы и балета. Тогда же в дар от автора маэстро получил клавир "Четырех девушек". Поставить оперу стало мечтой дирижера. В лице Георгия Исаакяна и его команды он нашел энтузиастов, которые осуществили постановку в рамках действующего второй год проекта "RE-Конструкция". Четыре юных девочки, четыре Алисы-фантазерки из сюрреалистическо-символистского мира, сотворенного великим художником Пабло Пикассо, поэтом, драматургом и автором двух пьес, стали героинями камерной оперы Эдисона Денисова. Оперу-ансамбль, оперу-квартет из двух сопрано и двух меццо-сопрано композитор определял как оперу-игру, где само пение есть игра. В пьесе Пикассо 1948 года нет сюжета, в опере нет оперного либретто, нет сюжета, нет действия. Фото автора Любование, созерцательность и изменчивая игра воображения присущи словесной и музыкальной части оперы. Текст пьесы Пикассо наполнен самыми изысканными прилагательными и определениями. Преувеличение превосходных степеней слов и событий напоминает детский поток сознания, который безпрепятственно течет во время игры. Неосознанно девочки используют взрослые серьезные понятия, облекая их в причудливые сравнения, украшая немыслимыми ассоциациями и нагромождая словесными "нагромождениями". Музыка мастерски отражает такое свободное движение воображения, перетекание абстрактно привязанных друг к другу ситуаций. Денисов использовал мягкие оркестровые сочетания тембров, которые сопровождают четырех солисток. Маленькая девочка 1, 2, 3, 4 - Анна Малькина (сопрано), Ольга Бутенко (сопрано), Анна Холмовская (меццо-сопрано), Мария Чудовская (меццо-сопрано). Вокальная музыка квартета блистает "миловидным" консонансным великолепием. Четыре певицы были подобраны по краскам их голосов, дополняющим друг друга. Композитор написал большую партию виброфона, волшебное мерцание которого часто наполняло звучание. Небесная челеста и высокие звуки клавесина негромко серебрили флейт. В целом постмодернистская музыка оперы, ее оркестровка были красивы и не вызывали напряжение слуха. Сам композитор отметил, что в опере нет никакой драмы и никакого напряжения - только все время свет. Оркестр под руководством Валерия Платонова выглядел очень сыгранным и ансамблево сплоченным. Он был пятым коллективным солистом довольно трудной партитуры. Оркестранты сумели завуалировать сложности исполнения, демонстрируя плавную легкость свободной игры. Непростое место, когда ритм том-тома Константина Володькина нанизывал все солирующие инструменты и оркестровые группы, показало профессиональную состоятельность коллектива. Последнее десятилетие, благодаря всестороннему обновлению и расширению театрального репертуара, оркестр Театра Сац заметно поднял свою музыкантскую планку. Исполнение старинных стилей и авангардистских направлений в появившихся разнообразных проектах труппы воспитало оркестровый организм и накопило исполнительский ресурс. Концертное исполнение оперы "Четыре девушки" подтвердило это. Презентация новой работы проходила в большом зрительском фойе. На закрытом входе в реконструируемый Большой зал шли титры пьесы Пикассо, чередуясь с его рисунками и картинами. На балкончике над расположившемся оркестром пел свою небольшую партию хор. Четыре девушки были одеты женственно и мило. Впечатление от вечера осталось весьма симпатичное, послевкусие - приятное.

Пикассо&Денисов: четыре девушки
© Ревизор.ru