Юрий Назаров: «На Профсоюзной мы поселились, когда дети были маленькие»
Народный артист России Юрий Назаров – один из рекордсменов отечественного кинематографа. Он сыграл свыше 320 ролей в кино. С нашим корреспондентом он поделился воспоминаниями о Юго-Западном округе.
«ДОЛГО СКИТАЛСЯ ПО ВСЕЙ МОСКВЕ»
– Юрий Владимирович, знаю, что вы жили на юго-западе Москвы. А где именно?
– Я жил около метро «Профсоюзная», когда уже женился и сын с дочками родились. Мы с женой поселились там, когда дети были маленькие. На самом деле, прежде чем обосноваться в Академическом районе на улице Профсоюзной, где я только не жил в Москве, сейчас и не вспомнить! И на Мосфильмовской, и на Мясницкой, и на Трифоновке, и чуть ли не у чёрта на рогах. У друга ночевал на Соколе в общежитии, у других ребят. Где я только не мотался, когда не было у меня своего угла. По друзьям болтался, каждый вечер вспоминал, кому я меньше надоел, кого могу сегодня побеспокоить. Я всё время переезжал. Где-то жильё оказывалось побольше, где-то поменьше, где-то даже двухкомнатная у нас с бабкой была. По-разному. И места были разные. Москва – она истинная столица, в ней всего было много – и самого изысканного, и плохого тоже. Она большая и разнообразная. Но, слава богу, сегодня на Москву не налюбоваться, красавица стала.
– Расскажите подробнее, какая у вас была квартира на юго-западе?
– Небольшая, с маленькой кухонькой, в самом обычном доме. Но мне там очень нравилось, места тихие, зелёные, кругом парки. Воронцовские пруды – это же прелесть!
– Детям в Академическом районе тоже нравилось?
– Конечно! Там ведь такие дворы хорошие, площадки детские. Когда сын и дочери выросли, мы с женой решили, что будем верны призыву партии, что всё лучшее – детям. Разменяли свою квартиру и всё детям и отдали, у нас ничего нет. У меня в углу стоят неразобранные вещи с последнего переезда. Сегодняшняя жизнь, съёмки занимают, отвлекают. Оставлю хлопоты – будем разбираться в моём хозяйстве, там чёрт ногу сломит. А пока будем терпеть, жить на ящиках. Сегодня мы живём в квартире одной дочери, а принадлежит она другой дочери, там путаница. Но места тоже хорошие, как и на юго-западе. Набережная Новикова-Прибоя. Это на том берегу, через водную преграду, рядом Серебряный Бор.
«РАНЬШЕ БЫЛО БОЛЬШЕ РАДОСТИ»
– Вы входите в число самых снимаемых актёров СССР и России. В чём, по-вашему, принципиальная разница между советским кинематографом и современным?
– В советское время картины снимались годами, длительно. А сейчас буквально за месяц. Техника выросла, она теперь на грани фантастики, чего же кривить душой! При всём моём научном атеизме признаю, что технически наш кинематограф на небывалой высоте. Но, может, упала требовательность к самим себе, тоже не без этого. И радости было больше в нашем советском кино, от него жить хотелось. Да, и сегодня есть такие фильмы, но есть и другое кино, от которого жить не хочется, и я тогда мысленно спрашиваю создателей: зачем вы это сделали? Ну ничего, будем держаться, куда нам деваться, будем стараться делать настоящее кино. В общем, я к советскому кинематографу хорошо отношусь и считаю, что многие принципы современным кинематографистам можно смело оттуда позаимствовать.
– По поводу хорошего кино. Вы работали с Андреем Тарковским. Какие у вас остались воспоминания?
– Самые светлые. Для меня Тарковский в русском кинематографе – это Лев Толстой в русской литературе. Хотя свободно и от души он снял, по-моему, единственную картину – «Андрея Рублёва». А со всеми остальными фильмами цензура его изводила: то не так, другое. Мучили его, пытали. Истинных деятелей просвещения пытают всегда. Джордано Бруно на костёр возвели, а что он плохого сделал? Всего лишь говорил, что крутится Земля. Всему виной недомыслие, которое проявляется порой в толпе. Что же касается Тарковского, низкий поклон Андрею Арсеньевичу. Он был живой, он был абсолютно нормальный – он был Человек. Причём они с Василием Шукшиным мне представляются двумя полюсами советского кинематографа, которые шли навстречу друг другу. Василий Макарович был из народа, а Тарковский – рафинированный интеллигент. Но оба снимали настоящее кино про настоящих людей – для них было упаси бог оторваться от живой жизни! Я очень хорошо относился к Андрею Арсеньевичу – но в глаза это ему никогда не говорил.
– А почему?
– Как-то не до этого было на съёмках «Андрея Рублёва», мы трудились, старались. Хотя и порой дурака валяли – всё было. Была живая жизнь. Помню, Андрей Арсеньевич сказал как-то на застолье, что он не имеет чести быть другом Юры, вроде как дружба со мной ему за честь. Я хотел сказать ему о своём отношении, но как-то не до того было, вокруг него народу было много, ну что лезть вместе со всеми. Одно гордо могу сказать: я из кожи лез вон, чтобы его дело не испортить – сколько в моих возможностях было. Тарковский на съёмках учил нас жить, понимать жизнь, он нас в неё окунул, а не только по верхушкам прошёлся. Правда жизни, страдания – именно это показал тарковский в «андрее Рублёве». Но всё равно любовь, верность торжествуют.
ВЛЮБЛЕНЫ, НЕСМОТРЯ НА ЖЕСТОКОСТЬ
– Юрий Владимирович, в кино Тарковского есть локации юго-запада Москвы. Например, ТЭЦ-20 на улице Вавилова в фильме «Сталкер» 1979 года – там снимались сцены о том, как Писатель и Профессор отправились под руководством Сталкера в Зону искать Комнату желаний. Актёры вспоминали потом, что они были на грани нервного срыва, настолько их истязал режиссёр. Интересно, что вы говорите: сниматься у Тарковского – сплошное удовольствие.
– Я знаю, что он был чуть ли не жесток с актёрами, со своими особенно – с Бурляевым, Солоницыным. Но они были влюблены в Тарковского, как дети! со стороны посмотреть – он издевался над ними, особенно когда на заднице с горы ехал Коля Бурляев, – когда Тарковский нашёл глину, которую надо, он повторял дубль за дублем эту сцену. Может, над кем-то он издевался. Надо мной нет.
– Можно сказать про каких-то режиссёров в вашей жизни, что они вас взрастили как актёра?
– Я и сам рос! Режиссёры – они же живые люди. Есть нормальные, есть ненормальные, и такие встречались. А всяко бывает. Бывает и глупость зловредная у иных режиссёров: «Нет, ты играй так, как я сказал!» – «А я не понимаю». – «А ты не понимай, ты сделай так». Я всегда в таких случаях говорю: «Не могу играть, когда я не верю в происходящее по сюжету. Пока это меня не убеждает».
«В «МАЛЕНЬКОЙ ВЕРЕ» ОБОШЛИСЬ БЕЗ ГЛУПОСТЕЙ – Один из символов перестройки – фильм Василия Пичула «Маленькая Вера», где вы сыграли отца главной героини. Как вам работалось?
– Когда снимался у Пичула, на третий день почему-то вспомнил Тарковского. Потому что у Тарковского не было привычки глупости говорить, я их не слыхал ни разу – ни в застолье, ни на площадке, ни в автобусе. И у Пичула тоже без глупостей обходилось. Помимо этого он прислушивался ко мне. Там по сценарию была одна фраза, а я сказал, что в России отец Веры выразился бы по-другому, матом, тогда в кадре правда жизни была бы. И режиссёр «Маленькой Веры» ответил: «Делайте, как считаете нужным». Представляете? Это был первый случай в нашем кинематографе, когда крепкое словцо с экрана прозвучало!
– Юрий Владимирович, от вас исходят энергия, позитив. А где вы их сами берёте?
– Тут мы с женой сильно разошлись. Её любили все, друзья детей наших её «мама Таня» называли. Но она мечтала, когда же освободится от всех забот и займётся своей жизнью. Сейчас занялась – и волком воет. А я не собой занимаюсь, меня проблемы державы волнуют. Отсюда и энергия!
– И последний вопрос. Вы многодетный отец, у вас 10 внуков. Где в Юго-Западном округе любит отдыхать ваша семья?
– Мы с детьми в школьные каникулы обязательно посещали Большой Московский цирк. А сейчас туда ходят мои внуки.
ДОСЬЕ
• Юрий Назаров родился в Новосибирске в 1937 году. После школы за компанию с другом решил поступать в Щукинское училище. Юрий проучился первый курс, но бросил театральный вуз и отправился в Казахстан поднимать целину. • Потом всё же восстановился в «Щуке», по окончании которой был принят в «Ленком», затем перешёл в Театр-студию киноактёра. • С конца 1950-х годов снимался в кино. Сыграл более 300 ролей. Известным Назарова сделал фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», где он исполнил роль Великого князя. • Также сыграл в кинолентах «Адъютант его превосходительства», «Земля Санникова», «Маленькая Вера», «Баязет», «Сыщики», «Юнкера», «Склифософский».
О ЛИЧНОМ
Фото Анатолия Ломохова/globallookpress.com
Назаров был дважды официально женат, у него 5 детей, из них двое рождены вне брака. Впервые Юрий Назаров женился в 23 года, влюбившись в молодую актрису на съёмочной площадке. Через две недели после похода в ЗАГС молодые поняли, что поспешили, и развелись. Через год Юрий снова женился. второй женой стала пианистка Татьяна Кудрявцева, с которой они познакомились в «Ленкоме», где женщина работала концертмейстером. Вскоре у них родился сын Владимир. Однако вскоре случилась трагедия: Назаров попал в автокатастрофу, получил серьёзное сотрясение мозга, перелом позвоночника. Врачи говорили, что ему не выжить, но Назаров выкарабкался, несмотря на то, что длительное время был прикован к постели. Благодаря собственной силе воли и заботе жены актёр встал на ноги и даже сумел вернуться в кино. Позже в семье родились две дочки, Татьяна и Василиса. Когда актёру было уже за 40, он познакомился с Татьяной Разумовской – художником по костюмам «Мосфильма». Между ними завязался роман, Разумовская ушла от мужа. Официальная жена Юрия, Татьяна Назарова, узнав, что другая женщина родила её мужу ребёнка, выгнала его из дома. Он вернулся, обещая, что на стороне всё кончено. Но на деле Назаров продолжал жить на две семьи. И в итоге Татьяна Разумовская родила вторую дочь. Жена снова выгнала Назарова из дома. Но спустя некоторое время вновь приняла повинившегося мужа. Своих внебрачных дочерей, варвару и Марфу, Юрий Назаров признал и дал девочкам свою фамилию. После разрыва отношений с Татьяной Разумовской он продолжал навещать дочек, помогая в их воспитании. Сын Владимир стал медиком. Татьяна пошла по стопам отца, став актрисой. Дочь Назарова начала сниматься в 7 лет, дебютировав в фильме «Антрацит». В 9 лет сыграла главную роль в киноленте «Роса». Татьяна окончила актёрско-режиссёрский факультет ВГИКа. Со своим отцом снималась в сериале «Вход в лабиринт». Вторая дочь от официального брака, Василиса, стала искусствоведом. Внебрачные дочери Юрия Назарова также устроили свои судьбы. Варвара живёт в Голландии, работает судебным переводчиком. Марфа – театральный режиссёр. В театральных кругах она больше известна под фамилией Горвиц, которую взяла, выйдя замуж. У Назарова 10 внуков и 4 правнука. Сейчас актёру 85 лет, он активно продолжает сниматься.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ