Народная артистка РФ Елена Санаева отмечает юбилей на сцене
МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Народная артистка РФ Елена Санаева, которую многие знают по роли Лисы Алисы в фильме "Приключения Буратино", отмечает в пятницу 80-летие. 11 ноября поклонники актрисы смогут прийти на ее творческий вечер в театре "Школа современной пьесы", день рождения она также проведет в театре, где сыграет в спектакле "Дурочка и зэк".
"В свой день рождения я буду на сцене играть спектакль, что меня чрезвычайно радует. А 11 ноября будет скромный вечер, который я назвала "Перелистывая страницы", - рассказала актриса ТАСС. - Что-то мы сыграем с партнерами, что-то я покажу из спектаклей, которые уже не идут, что-то расскажу про отрывки из фильмов, которые покажу. Это не будет вечер с записками, это будет такой монолог с картинками".
Спектакль "Дурочка и зэк" поставлен по пьесе Владимира Лидского. Также Елену Всеволодовну можно увидеть в спектаклях "Фаина. Эшелон", "Подслушанное, подсмотренное, незаписанное". На вечере "Перелистывая страницы" она расскажет о профессии актера, сыграет отрывки из спектаклей, прочтет любимые стихотворения, а коллеги выйдут на сцену, чтобы поздравить именинницу.
В кино у актрисы десятки ролей, а в "Школе современной пьесы" она работает больше 10 лет. "На сцене этого театра я 13 лет. Любимые роли есть и в кино, и в театре. В театре все были любимые и партнеры были хорошие, интересные: и Алексей Петренко, и Юра Чернов, и Таня Васильева, и Филозов Альберт. Радостно с такими актерами играть, так скажем, "не минусовать". В кино тоже есть роли любимые - большие и маленькие", - говорит собеседница агентства.
Она призналась, что трудно выделить один самый любимый образ, отметив, что вкладывает душу и сердце в каждую работу. Запомнились, по ее словам, в том числе два эпизода, когда ее игре аплодировала съемочная группа, однако один из них так и не появился на экране. "Один фильм назывался "Вне". Эта картина снималась в Баку, главную роль играл актер Автандил Махарадзе. Там я сыграла небольшую роль наркоманки. И у сына (кинорежиссер Павел Санаев - прим. ТАСС) я снялась в фильме, тоже группа аплодировала, но он вырезал этот эпизод - тот не "влезал" в картину. Сказал: "Мама, не обижайся, но я вынужден этот эпизод вырезать". Ну, что сделать?" - добавила Санаева.
Отвечая на вопрос, быстро ли удалось избавиться от комедийного амплуа после роли Лисы Алисы в "Приключениях Буратино", актриса отметила, что с этим не возникло проблем. "Просто так получилось, что эту картину часто показывают, ее полюбили, и уже несколько поколений выросло на ней", - сказала она.
О детском кинематографе и документальном кино
При этом Санаева констатировала, что в стране сейчас не развит детский кинематограф. "Детского кинематографа давно нет у нас, к сожалению. Это дорогие жанры - сказка, приключения. Это костюмы, это декорации. Это смена эпизодов. Гораздо легче снимать сериал - "people хавает". Но people уже не "хавает", многие смотрят по интернету американские сериалы, потому что там пришли на телевидение хорошие сценаристы и делают интереснейшее кино - психологическое, с характером, с серьезной разработкой характеров", - сказала актриса.
Сама она сняла несколько документальных картин, но отмечает, что занялась этим жанром только по одной причине - после ухода из жизни ее супруга Ролана Быкова осталось 92 часа отснятого им видеоматериала для фильма о Великой Отечественной, картину предполагалось назвать "Портрет неизвестного солдата". Позже эти кадры легли в основу документальной ленты о самом народном артисте.
"Остался после Ролана Антоновича Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, осталось 92 часа видеоматериала. Он снимал в разных странах "Портрет неизвестного солдата", и осталось только смонтировать эту картину. Но фонд оказался к этому не готов, не хотел этого делать, какие-то сумасшедшие цифры назначали для окончания работы", - рассказала Санаева.
В своих проектах она представила журналиста, фотографа и писателя Юрия Роста и кинорежиссера, сценариста Алексея Германа. "Я сняла фильм о Юрии Росте, сняла его на выставке, сняла в мастерской. Потом сняла два фильма о Леше Германе, интересный материал. Он был очень доволен, сказал: "Лена, у тебя получилось. Меня многие снимали. Если ты захочешь сделать документальное кино, я рад тебе предоставить эту возможность в своем объединении", - описала свои документальные ленты актриса. Она добавила, что мечтала такой фильм снять и о Ролане Быкове, назвав магией его работу на съемочной площадке. Сейчас, как говорит собеседница агентства, планов продолжить творчество в этом направлении у нее нет, но "хочется сделать книгу".
Книга мемуаров
Книгу мемуаров Елена Санаева пока для себя называет "Частная жизнь", но признается, что работа движется не быстро. "Я до сих пор "сижу" на воспоминаниях Антона Михайловича Быкова (отца Ролана Быкова - прим. ТАСС), но он писал, когда ему уже было за 80, где-то с повторами, присылал тоненькие школьные тетрадочки. Мне надо выбрать наилучшее. В одном месте он пишет, что, когда бежал из плена с товарищем, их было двое, а в другом - четверо. Мне нужно абсорбировать это", - рассказала актриса.
По ее словам, планируется, что книга затронет период примерно в 120 лет. "Название сложится. Пока для себя я назвала "Частная жизнь". Я когда-то у Юлия Райзмана снималась в фильме "Частная жизнь", играла небольшую роль в очень хорошей компании. Из этих частных жизней складывается эпоха, складывается время. Не по учебникам истории, не по романам, а по воспоминаниям, допустим, Анастасии Цветаевой ты понимаешь время. Я вообще очень люблю мемуарную литературу", - признается именинница.
О правилах в профессии и о том, что помогает в жизни
Отвечая на вопрос, выработала ли она для себя какие-то правила в актерской профессии, Санаева отметила, что правила для всех одни и те же и важно дойти до сути профессии, "ибо она таит всякие пригорки и ручейки". И если врач или инженер может признаться, что он "средний", то артист - нет. "Актер не может сказать, что он средний, будешь говорить, что не повезло, интриги, зависть и прочее. И надоедает иногда делать одно и то же, и ты должен преодолевать это: преодолевать свое плохое самочувствие, преодолевать нелюбовь к партнеру, а ты играешь с ним любовь. И это приспособление, которым ты должен владеть", - пояснила она.
Актриса рассказала, что когда-то после потери мужа попала на выставку фотографа Юрия Роста, которая произвела на нее сильное впечатление. "Там были герои, потерявшие все на свете, самое дорогое - своих детей, и они выстояли. Это мне очень помогло выжить, конечно. Потому что с уходом Ролана Антоновича, люди, которые шли ко мне, улыбаясь, целовали ручку, стали проходить мимо меня, как будто они меня не знают. Это уже, извините, данность вдов известных людей, ничего с этим не сделаешь, особенно в нашей профессии. Надо было выстоять, конечно, и сказать себе: "Хорошо. Я Лена Санаева, я тут стою, тут моя точка. Стою и буду стоять".
Отвечая на вопрос, что помогает в сложные времена сохранять свет в душе и, несмотря ни на что, творить дальше, Елена Санаева сказала: "Думаю, все-таки вера, наверное. Я не очень воцерковленный человек, но живу с верой и с благодарностью за каждый день, за все боли, за все неудачи, за все потери, за все. Все в Его руках. Я выжила после 90-процентного поражения легких, а потом после "омикрона". Нижайший поклон врачам, которые меня вылечили. После "омикрона" у меня был тромб, который через сердце прошел в легочную артерию, меня спасли в Институте Склифосовского. Значит, у Господа есть еще для меня задание", - делает вывод актриса.
На сборе труппы "Школы современной пьесы" новый худрук театра Дмитрий Астрахан предложил артистам приносить свои идеи по поводу репертуара. Елена Санаева сообщила, что тоже пришла к нему с предложением. "Я сказала, что у меня нет этой пьесы дома, но умоляю его прочесть "Сильное чувство" Ильфа и Петрова, потому что это пьеса короткая, острая, смешная", - отметила она.
Об актрисе
Елена Санаева родилась 21 октября 1942 года, окончила Государственный институт театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС), работала в Театре-студии киноактера, а с 2009 года является актрисой театра "Школа современной пьесы".
Актриса снялась в более 40 кинокартинах, среди них - "Генерал Рахимов", "Главный свидетель", "За облаками - небо", "Приключения Буратино", "Нос", "Искушение", "Пена", "Амнистия", "Частная жизнь", "Тайна "Черных дроздов", "Печки-лавочки", "Вне", "Чучело", "Законный брак", "Нулевой километр" и др. Выступила в качестве автора и режиссера фильмов "Портрет современника на фоне века", "Дело моей жизни - жизнь", "Жизнь на вырост", "Герман, сын Германа", "Трудно быть Германом".