Войти в почту

Иван Янковский: плакать нельзя, надо держаться

Социальная драма "Плакать нельзя" режиссера Натальи Назаровой о русской эмигрантке в Скандинавии, у которой социальные службы отбирают ребенка, идет в российском прокате с 20 октября. По сюжету, основанному на реальных историях, после ссоры главной героини и ее сына (Светлана Чуйкина и Владимир Левченко) мальчика забирают, чтобы определить в местную семью. Ребенок, согласно законам новой ювенальной юстиции, является собственностью государства. Бороться за сына героине помогает молодой человек Алексей в исполнении Ивана Янковского. Его героя много лет назад также разлучили с семьей, поэтому больше, чем благородство, им движет чувство мести.

Иван Янковский: плакать нельзя, надо держаться
© ТАСС

В интервью ТАСС актер, продолжающий творческую династию Янковских, рассказал об отношении к своему герою, первом опыте игры на английском языке, поделился, как изменилось его восприятие мира с рождением сына, а также сообщил о подробностях своих новых проектов.

— Иван, вы ранее говорили, что не так часто снимаетесь, а от многих ролей отказываетесь. Кажется, сейчас ситуация кардинально изменилась — ваше имя буквально в каждом если не втором, то точно третьем громком проекте. Даже Наталья Назарова сказала, что для этого фильма ей нужно было в том числе "медийное лицо". Вы как? Не устали?

— Нет. Моя фильмография, условно говоря, сейчас состоит из 30 названий. Если бы я соглашался на все предложения, которые мне поступают, и относился к этому просто как к наемной работе, то этих фильмов было бы 60, а то и 70–80. В таком случае работы было бы явно больше. Но это все-таки творчество, оно должно стыковаться с человеком, с артистом, с творцом. Должно быть человеческое подключение, подключение к материалу, когда ты, исходя из этого материала, можешь зрителю что-то сказать, навести его на размышления, чтобы у него появились вопросы. Если у меня этот стык темы, материала и режиссера происходит, то я соглашаюсь, конечно. Но про каждый второй фильм не совсем согласен. У нас просто так часто в индустрии бывает: ты снимаешься, а выходит это все только через год-два или три.

— Наталья рассказывала, что изначально считала вас не самым подходящим кандидатом на роль Алексея. Назвала вас слишком красивым для такого, как она выразилась, "гаражного" персонажа. Почему вас так заинтересовал этот проект?

— Начну с того, что Наташу Назарову я знаю давно. Наташа с ее прекрасным мужем преподавали в ГИТИСе, когда еще я учился, в мастерской Евгения Борисовича Каменьковича. Если я не ошибаюсь, сейчас у нее свой курс на актерском факультете. Я смотрел все Наташины картины: и "Дочь", и "Простой карандаш". Всегда был заинтересован в том, что она делает в институте и в кино, и всегда хотел с ней поработать. Ну и тема фильма, конечно же. Я люблю социально значимые истории. Истории, где я в том числе как артист могу раскрываться по-новому. Меня всегда волнует сценарий, режиссер, оператор и команда. Если все эти моменты сходятся, то я в деле.

Так было и в картине "Завод" Юрия Быкова. Наверное, тоже мало кто мог рассмотреть во мне заводчанина, но мы придумали, что это будет какой-то заикающийся персонаж, лечащий мать от рака. Во всю ту историю он ввязывается по своим личным причинам. Так же и здесь. Мне нравится, когда считают, что ты не подходишь, что "гаражная" внешность — это не твое, а в итоге ты эту роль играешь. Вы же смотрели фильм, для вас это было убедительно?

— Да, весьма.

— Ну, слава богу. Я был бы очень рад, если бы меня на такие роли и дальше рассматривали. Мне кажется, в картине "Фишер" (криминальная драма о серийном убийце Сергее Головкине — прим. ТАСС), которая сейчас находится в постпродакшене, у меня тоже такая немаловажная роль.

— А кого вы там играете?

— Я играю Евгения Бокова, это следователь, который приезжает в Москву из Ростова. Он такой немного понятийный человек, на протяжении восьми серий ищет убийцу и действует очень жестко. Противоречивый ли это персонаж? Не знаю. Но методы, которые он использует для поимки особо опасного преступника, скажем так, точно противоречивы. Надеюсь, вы потом тоже посмотрите и скажете: "Ничего себе. Да, не ожидали мы от тебя".

— Не все же только ладных офицеров Семеновского полка в офицерской форме играть.

— Ну, естественно, не только мужиков в форме.

— Не буду скрывать, когда вы появились в "Плакать нельзя" в шубе, я сразу подумала о вашем герое из сериала "Топи", который тоже ее носил. "Топи", "Текст", "Плакать нельзя" — в этих картинах все ваши герои на сломе, тьма на них сходится клином. Алексей главной героине помогает, но можно ли считать его положительным персонажем?

— Мне кажется, тот поступок, который Алексей в итоге совершает, спасая ребенка и его мать от всего того ужаса, — это своего рода искупление. Наверное, каждый человек, несмотря на все перипетии своей судьбы, имеет право на искупление. Когда ты отдаешь себя, свою душу и тело во имя спасения другой жизни, даже если до этого ты был сильно неправ. Алексей был на грани, у него был свой план. Мой герой — это олицетворение борьбы с системой, своего рода памятник таким людям. Можно просто сидеть дома, а можно бороться с тем, что считаешь в корне неправильным. Я не считаю правильной ту систему, которая царит в Европе и много еще где, когда можно "настучать" и ребенка отнимет государство. Это ужасно. Алексей — это человек, в котором ценность семьи очень сильно внутренне развита.

— Картина поднимает эмоционально сложную тему взаимоотношений в семье, а также социальной политики в другой стране. Вы не так давно сами стали отцом. После рождения сына восприятие в том числе этого фильма как-то поменялось?

— Конечно, рождение ребенка в корне меняет все твое представление как о жизни в целом, так и о своей безопасности, безопасности твоей семьи. Если ты где-то и летал до этого момента, то с появлением ребенка точно заземляешься. Если выражаться художественно, "зиловщина" уходит. Точно могу сказать, что рождение ребенка приносит в жизнь баланс. Семья — это баланс. Да, бывает, люди ссорятся, но рушить все это, особенно теми методами, о которых речь идет в фильме, нельзя. Я еще сам очень семейный человек, и моя большая семья — это моя большая опора. Все это я стараюсь беречь и хранить.

— Продюсер фильма Вадим Быркин отмечал в вашей игре элементы европейского и мирового кино. У вас были зарубежные референсы для этой роли?

— Нет, я ни на что не опирался, иногда это даже очень мешает. История здесь самодостаточна. Если на кого-то опираться, возникает опасность играть персонажа, которого ты уже где-то видел, он всю дорогу будет у тебя стоять перед глазами. В этом случае ты уже не с нуля создаешь героя, а у кого-то что-то крадешь. Да, иногда такой подход нужен, но здесь, мне казалось, этого делать не стоит.

— У фильма в целом интернациональная команда. Как вам работалось на одной площадке с немецкими актерами Катариной Шпиринг и Дирком Мартенсом?

— Было замечательно. И с Катариной, и с Дирком. Трудностей перевода или каких-то барьеров я не обнаружил. Причем мы на английском играли, тьфу-тьфу-тьфу, но я язык знаю. Это, кстати, была моя первая возможность поиграть на английском языке.

— Уже объявили, что "Плакать нельзя" получит расширенную, сериальную версию. Зрители узнают об Алексее из сериала чуть больше? Или о сестре, с которой его разлучили?

— Эта история все же про героев Светланы и Вовы. Наташа правильно сделала, что сфокусировалась на самом важном, чтобы зритель подключался к их истории в первую очередь. В фильме и так достаточно много жестких событий. Если внедрять туда еще историю Алексея или его сестры, то плакать уже можно и нужно, а здесь все-таки плакать нельзя, надо держаться.

— Ваше отсутствие на пресс-конференции по случаю выхода фильма объяснили плотным съемочным графиком. Над чем работаете сейчас?

— Я сейчас снимаюсь тоже в социально значимой и, как мне кажется, важной истории по книге Артема Ляшенко. Под псевдонимом Мршавко Штапич он написал книгу "Плейлист волонтера". Мы с командой прекрасных артистов и с замечательным режиссером Максимом Свешниковым работаем над этой историей про волонтеров, про все кейсы, которые Артем, будучи волонтером, описал в своей книге.

— То есть снова будете спасать людей. Как в "Огне"?

— Там мы только от огня спасали, а здесь и от воды, и от болот, и от переохлаждений. Все это стараемся проходить на себе, у нас на картине замечательные консультанты, которые сами являются волонтерами. "Плейлист волонтера" — это сериал для Okko, восемь эпизодов. Да, будем спасать людей.

Беседовала Юлия Фролова