«История гражданской войны»: фильм Дзиги Вертова спустя сто лет снова вышел на экраны

Ровно 100 лет назад вышла знаменитая картина Дзиги Вертова «История гражданской войны». Приемы, которые воплотил на экране режиссер, стали классикой. Без них сегодня невозможно представить ни новостной репортаж, ни художественный фильм, ни тем более документальный. Об этой и других работах Вертова расскаывает корреспондент «МИР 24» Мария Бежина.

Дзига Вертов буквально совершил прыжок в историю мирового кинематографа. Он попросил оператора снять его полет с крыши двухэтажного здания. Двигать ручку кинокамеры нужно было максимально быстро, в таком случае движение на кинопленке замедлялось. Объектив поймал то, что до этого никто никогда не снимал – эмоции. Так Дзига придумал замедленную или рапидную съемку.

«Дзига Вертов воплощал совершенно новую философию в кинематографе. Да, с ним связаны такие понятие как «жизнь врасплох», скрытая камера. Поэтому все его фильмы – это были манифесты в пользу того, что не нужны никакие надписи, что надо брать именно дыханием самой реальности, ощущением самой реальности», – поясняет киновед Вячеслав Шмыров.

Поезд, который мчится на оператора, женские роды и крупные планы работающих механизмов – он показал, что для камеры нет ничего невозможного. Его смелый подход к кинематографу был признан во всем мире.

«Я считаю «Энтузиазм» одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов – музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним», – говорил о Вертове Чарли Чаплин.

Сегодня многие фильмы создателя российской документалистики утрачены. От ранних лент Дзиги Вертова сохранилось лишь 20%.

«В документальном кино режиссеры очень часто вырезают фрагменты предыдущих фильмов для того, чтобы вставить в новые. Это делается и сейчас, и раньше. Чем древнее фильм, тем больше он изрезан. Самые старые фильмы изрезаны, как винегрет, на отдельные кадрики. И моя задача была из этого винегрета, из этих кадриков, которые сохранились, воссоздать тот фильм, который был изначально», – рассказывает киновед, историк кино Николай Изволов.

Николай Изволов занимается восстановлением фильмов Вертова. Зритель видел уже вторую картину, которая считалась навсегда потерянной – «Историю гражданской войны». За два года удалось собрать фильм таким, каким его создавал кинорежиссер.

Работа по возвращению кинематографического наследия продолжается. Николай уверен: уже через год можно будет увидеть самый известный документальный фильм в мире – «Человек с киноаппаратом».

«Там очень много неточностей: состав кадров, ориентация кадров, надписи, музыкальное сопровождение, скорость проекции. Все это неправильно, все это нужно поменять для того, чтобы фильм был таким, каким его увидел автор и современные зрители», – подчеркивает Николай Изволов.

Творчество Дзиги Вертова изучают во всем мире. Ведь нет человека, который бы так радикально повлиял на мировой кинематограф.