Черные сказки в черной комнате в РАМТе: каким получился «Мим» по роману Лилли Таль?
В Российском академическом Молодежном театре очень неожиданная премьера. Филипп Шкаев (Мастерская Иосифа Райхельгауза в ГИТИСе, специальность – режиссер драмы) поставил популярный роман современной немецкой писательницы и историка Лилли Таль. Но несмотря на то, что эту книгу уже полюбили миллионы подростков, этот спектакль способен удивить любого. Неожиданно остро, грубо, асоциально. Пожалуй, даже возрастная метка в 12+ вызывает сомнения. А не поднять ли ее до 16?
Постановка длится всего полтора часа, без антракта. Ну, нет, шут нам объявит антракт, но лишь в рамках представления. По факту его нет, да и вряд ли захочется кому в буфет после того, как персонажи поедают сырое мясо только что убитой собаки. А вот вином пахнет, кажется, даже в зале. Настоящее что ли пьют?
Темпоритм задан высокий и расслабляться не придется в течение всего действа ни актерам, ни зрителям. Декораций – минимум. В центре событий – Мим – персонаж очень необычный. Вроде как всего лишь шут, но вся его жизнь – скорее, сатира и ирония, нежели юмористическая повесть. Два враждующих королевства, море жестокости, лжи и издевательств. Здесь, кажется, война – это уже образ жизни, а не конкретное действие. И только шут оказывается настоящим человеком, способным спасти чужие жизни.
«Те, кто служил – остались служить. Те, кто правил – остались править. Шут всегда остается шутом…»
Савватимов Антон, исполняющий роль Мима, дает зрителю понять, что скрывается за маской кривляющегося человека. И благодаря этому персонажу задумываешься о том, что что бы ни случилось в этой жизни, пожалуй, выстоять может только тот, кто обладает чувством юмора. Но где грань между юмором, иронией и сатирой? Как научиться реагировать на все с улыбкой? И сколько времени на это может потребоваться? «Это драконья шкура, нараставшая в течение 15 лет, и она прочнее любых доспехов», – говорит Мим.
И уроки, которые дает придворный шут юному царевичу из королевства противника, – это уроки для всех нас. Конечно, не стоит их воспринимать в прямом смысле, но вот метафоры поразгадывать можно.
Острый социально-политический контекст или глубокая личная драма? Ответить однозначно на этот вопрос не получится. Спектакль Филиппа Шкаева получился очень многогранным и многоплановым. От эпохи Средневековья здесь остался лишь дух, все остальное носит вполне себе современный характер. Здесь много условностей, но вместе с тем и реальных аллюзий.
А еще эта постановка о нарушении чужих границ, как государственных, так и личных. Попав на чужую территорию, принц ползет на коленях, становится придворным шутом – теряет все, что у него было, и в первую очередь, чувство собственного достоинства.
«Самоирония – это хорошо. Посмотрим, насколько ее хватит, когда ты будешь подыхать от голода»
И все же – способно ли чувство юмора нас по-настоящему спасти в критической ситуации? Или, наоборот, будет мешать? Имеем ли мы право шутить там, где речь идет о жизни и смерти, о долге и чести, о любви и ненависти? Насколько серьезно нужно воспринимать действительность или все-таки «жизнь – не более, чем шутка»?