Черные сказки в черной комнате в РАМТе: каким получился «Мим» по роману Лилли Таль?

В Российском академическом Молодежном театре очень неожиданная премьера. Филипп Шкаев (Мастерская Иосифа Райхельгауза в ГИТИСе, специальность – режиссер драмы) поставил популярный роман современной немецкой писательницы и историка Лилли Таль. Но несмотря на то, что эту книгу уже полюбили миллионы подростков, этот спектакль способен удивить любого. Неожиданно остро, грубо, асоциально. Пожалуй, даже возрастная метка в 12+ вызывает сомнения. А не поднять ли ее до 16?

Черные сказки в черной комнате в РАМТе: каким получился «Мим» по роману Лилли Таль?
© Мир24

Постановка длится всего полтора часа, без антракта. Ну, нет, шут нам объявит антракт, но лишь в рамках представления. По факту его нет, да и вряд ли захочется кому в буфет после того, как персонажи поедают сырое мясо только что убитой собаки. А вот вином пахнет, кажется, даже в зале. Настоящее что ли пьют?

Темпоритм задан высокий и расслабляться не придется в течение всего действа ни актерам, ни зрителям. Декораций – минимум. В центре событий – Мим – персонаж очень необычный. Вроде как всего лишь шут, но вся его жизнь – скорее, сатира и ирония, нежели юмористическая повесть. Два враждующих королевства, море жестокости, лжи и издевательств. Здесь, кажется, война – это уже образ жизни, а не конкретное действие. И только шут оказывается настоящим человеком, способным спасти чужие жизни.

«Те, кто служил остались служить. Те, кто правил остались править. Шут всегда остается шутом»

Савватимов Антон, исполняющий роль Мима, дает зрителю понять, что скрывается за маской кривляющегося человека. И благодаря этому персонажу задумываешься о том, что что бы ни случилось в этой жизни, пожалуй, выстоять может только тот, кто обладает чувством юмора. Но где грань между юмором, иронией и сатирой? Как научиться реагировать на все с улыбкой? И сколько времени на это может потребоваться? «Это драконья шкура, нараставшая в течение 15 лет, и она прочнее любых доспехов», – говорит Мим.

И уроки, которые дает придворный шут юному царевичу из королевства противника, – это уроки для всех нас. Конечно, не стоит их воспринимать в прямом смысле, но вот метафоры поразгадывать можно.

Острый социально-политический контекст или глубокая личная драма? Ответить однозначно на этот вопрос не получится. Спектакль Филиппа Шкаева получился очень многогранным и многоплановым. От эпохи Средневековья здесь остался лишь дух, все остальное носит вполне себе современный характер. Здесь много условностей, но вместе с тем и реальных аллюзий.

А еще эта постановка о нарушении чужих границ, как государственных, так и личных. Попав на чужую территорию, принц ползет на коленях, становится придворным шутом – теряет все, что у него было, и в первую очередь, чувство собственного достоинства.

«Самоирония это хорошо. Посмотрим, насколько ее хватит, когда ты будешь подыхать от голода»

И все же – способно ли чувство юмора нас по-настоящему спасти в критической ситуации? Или, наоборот, будет мешать? Имеем ли мы право шутить там, где речь идет о жизни и смерти, о долге и чести, о любви и ненависти? Насколько серьезно нужно воспринимать действительность или все-таки «жизнь – не более, чем шутка»?