На деревню дедушке Василию Ивановичу…

По официальным данным, Василий Белов явился миру 23 октября 1932 года в деревне Тимониха тогдашнего Северного края. Но сам он в автобиографической повести "Невозвратные годы" сомневался в дате. Как писал Василий Иванович: "День и число моего появления в этом, спервоначалу прекрасном мире не запомнила даже мама Анфиса Ивановна. Она и следом за ней вся родня, все близкие простодушно забыли число и название дня. Запомнили только, что это рядовое, выдающееся лишь для меня событие произошло осенью 1932 года… Старухи спорили только об одном: за неделю до Покрова я родился или спустя неделю?" В ранние советские годы, а во время войны особенно, на регистрацию детей смотрели сквозь пальцы – наверное, у родителей находились дела поважнее… Так что записывали новорожденных порой через несколько месяцев, а то и подросшими. Насчет Василия Ивановича расхождение, казалось бы, невелико, не более месяца. Если он родился за неделю до Покрова , то это 7 октября. Если же на неделю позже, то все правильно: 23-го. Но загадка сопровождала классика деревенской прозы всю жизнь и была для него значима – иначе зачем был он упомянул ее в своей исповедальной повести?.. Фото: Сергей Метелица/ИТАР-ТАСС Белов был плотью от плоти и душой от души русского северного крестьянства. Его отец Иван Фёдорович погиб на фронте. Мать Анфиса Ивановна растила детей одна. Потому еще в детстве будущий писатель хлебнул лиха. В его биографии ничто не предвещало писательства. В ней была сельская школа-семилетка, ФЗУ в городе Сокол, простые рабочие специальности слесаря 5-го разряда, моториста и электромонтёра. Но служба в армии привела юношу в Ленинград – и к писчей деятельности. В газете Ленинградского военного округа были опубликованы первые стихи Василия Белова "На страже Родины". Этот первый успех привел Белова учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. Как многие классики и современники, Василий Иванович начинал путь в литературу со стихов, но по совету прозаика и поэта Александра Яшина перешел на прозу. Яшина он почитал как своего главного учителя. Если не считать русскую деревню и народную жизнь, которым посвящено все творчество и вся жизненная активность Василия Белова. С 1964 года выпускник Литинститута Белов безвыездно жил в Вологде и сохранял со своей родной Тимонихой, которая отражена во всех ранних произведениях писателя. Ей, Тимонихе, посвящены повесть "Деревня Бердяйка" и книга стихов "Деревенька моя лесная", написанные еще в 1961 году, до окончания вуза. Затем вышли в свет книга рассказов "Знойное лето" (1963) и "Речные излуки" (1964). Подлинно известным Белов стал с публикацией повести "Привычное дело" в 1966 году. Именно она принесла Белову репутацию "первопроходца" в жанре "деревенской прозы". Репутацию укрепил выход повести "Плотницкие рассказы" в 1968 году. На заре творчества Белова считали одним из самобытных вологодских авторов вместе с К. И. Коничевым, А. В. Петуховым и тем же Яшиным. По прошествии времени, не в обиду никому будь сказано, вологодскую прозу представляют себе в первую очередь по наследию Белова. В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение традиций Русского Севера Василий Иванович был удостоен звания Почётного гражданина города Вологды. Писатели Виктор Астафьев и Василий Белов на родине Василия Шукшина в селе Сростки 31 июля 1979 года. Фото: Виктор Садчиков/ИТАР-ТАСС Также у него имелись следующие регалии советского и нового времени: орден Трудового Красного Знамени 1982 года, орден Ленина 1984 года, Государственная премия РФ, орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (обе награды – 2003 года), орден Почёта 2008 года и ряд орденов Русской православной церкви. В библиографии Василия Белова были такие книги и публикации в журналах, кроме упомянутых выше, как "Речные излуки", "Тиша да Гриша", "За тремя волоками", "Сельские повести", "День за днём", "Иду домой", "Холмы", "Целуются зори", "Утром в субботу", "Кануны", "Гудят провода", "Диалог", "Длиною в жизнь", "Раздумья на родине", "Бобришный угор", "Внемли себе", "Год великого перелома", "Час шестый", " Всё впереди", "Медовый месяц", "Год великого перелома"… Автор он был не только "писучий", но и издаваемый: в 1983—1984 годах его трехтомное "Избранное" вышло в издательстве "Современник", в начале 1990-х это же издательство выпустило уже пятитомник, а перед самой кончиной писателя появилось собрание сочинений Василия Белова уже в 7 томах. "Центрального", заметим, издания, а не вологодского. Такая "многокнижность" являлась одним из парадоксов судьбы писателя. Как отмечали еще при его жизни, Василий Иванович Белов писал такие тексты, которые в советское время никак не должны были публиковать – ибо рассуждения о горькой участи, фактически, гибели русской деревни и ее тяжёлых проблемах диссонировали с общим победительным строем советской литературы. Однако же список книг и публикаций Белова сам за себя говорит. Кто-то объяснял весь феномен крестьянским упорством Белова, "пробивающего стену непонимания" вокруг всего комплекса проблем русской деревни. Некоторые исследователи ставят особняком в творчестве Василия Белова его этнографические очерки, собранные в книгах "Лад" 1982 года и "Повседневная жизнь русского Севера" 2000 года. Они задумывались как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. "На выходе" же получилось авторское исследование, полное свидетельств народной культуры, проникнутое глубоко индивидуальным отношением, личной философией писателя Сказки, бывальщины, песни, пословицы, а также старинные вещи из крестьянского быта Белов собирал всю жизнь. Многое запало ему в душу из рассказов и песен матери. В итоге две книги о северном крестьянстве считаются ценнейшим источником для научной этнографии. Церковь в Тимонихе. Фото: portal-kultura.ru Василию Ивановичу "везло" и на инсценировки и экранизации его произведений. Правда, театральные постановки начались в зрелом возрасте: в 1990 году Санкт-Петербургский драматический театр "Патриот" РОСТО поставил "Сказ о солдате и Бессмертном Кощее" (режиссёр Геннадий Егоров), а в 2013 году Вологодский Молодёжный экспериментальный театр-студия "Сонет" инсценировал сказку "Бессмертный Кощей" (режиссёр Людмила Алешина). А вот киноверсии книг Белова мир увидел еще при СССР. Первые фильмы были "Африканыч" (режиссёры Михаил Ершов, Виктор Соколов, Олег Дашкевич, 1970 год), "Плотницкие рассказы" (режиссёр Павел Резников, 1973 год), "Целуются зори" (режиссёр Сергей Никоненко, 1978 год). И сразу два фильма были поставлены в переломном 1990 году: "По 206-й…" Виталия Кольцова и "Всё впереди" Николая Бурляева. Так что культурная "прививка" Василия Белова советскому и российскому социуму была сделана мощнейшая. Его наследие сейчас, в атмосфере вызовов русской культуре, особенно актуально. Его пытаются осмыслить и переосмыслить представители разных мировоззренческих "лагерей" и носители противоположных взглядов. Василий Белов умер в год своего 80-летия – 4 декабря 2012 года после долгой болезни. Подозревался инсульт. С его смертью связана еще одна загадка. После кончины писателя федеральные СМИ сообщили, будто бы Василия Ивановича разбил инсульт после того, как местные жители разграбили и осквернили церковь в Тимонихе, восстановленную им на свои деньги. Но в самом Харовском районе и в родной деревне писателя знают, что то была утка. Из храма, действительно, похитили иконы, но шестью годами ранее, в 2006 году, Василий Иванович воспринял то событие без тяжких последствий для здоровья, а в "клюквенничестве" подозревали приезжих либо дачников. Вологжане не посягали на святое. В Тимонихе Василий Белов и погребен. Вскоре после его ухода из жизни депутаты Законодательного собрания Вологодской области предложили присвоить имя писателя одной из улиц Вологды центра и создать музей. Музей состоялся: Музей-квартира В.Белова устроена в доме, где он жил последние годы, это филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Улицы, кажется, пока нет. Но на в доме по последнему вологодскому адресу В. Белова установлена в прошлом году мемориальная доска. Музей-квартира Василия Белова. Фото: vologda-oblast.ru В канун юбилея писателя в "РГ" вышла статья Павла Басинского, в которой он пытается разгадать магию беловских текстов. У Басинского получается так: "За эти строки мы всегда будем благодарны Василию Белову - писателю светлого дара, а вернее сказать - лада. Мы много грешны против своей деревни. Разглядывая современные областные карты, не перестаешь изумляться, какое огромное количество названий сел и деревень на них все еще сохранилось. Но кто в них живет? "Иван Африканович, ты где есть-то?.."

На деревню дедушке Василию Ивановичу…
© Ревизор.ru