Череда юбилеев в Московской филармонии: зал Чайковского, филармония — 100, генеральный директор
Исполнилось 70 лет Алексею Шалашову, генеральному директору Московской филармонии. Филармония в 2022 отметила 100-летие. Сегодня Московская филармония в том же ряду исторических лидеров музыкальной культуры России, что и Большой и Мариинский театры (каждый из них в недалеком будущем отпразднует 250-летие); две столичные консерватории, недавно отметившие 150-летние юбилеи; Санкт-Петербургская филармония, которая на год старше московской.
Генеральный директор Алексей Шалашов родился 15 сентября 1952 в Вологде. В 1977 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки профессора М.С, Глезаровой. 20 лет играл в БСО под управлением Владимира Федосеева, затем был директором БСО. А.А. Шалашов возглавил филармонию в 2003, до этого год работал заместителем генерального директора. Прошедшее 20-летие — один из самых интересных периодов в истории филармонии. Под руководством А. Шалашова Московская филармония все эти годы остается флагманом российской концертной жизни в сфере академической музыки. Каким она и была на протяжении всей своей вековой истории. По инициативе Шалашова в афише появились новые проекты и фестивали, филармоническую сцену украсили выступления выдающихся музыкантов и коллективов. В приоритете была и остается академическая классическая и современная музыка (во многих филармониях России это, к сожалению, далеко не так).
Абонементы и проекты Была сделана ставка на абонементные программы. Абонементы в МГАФ были всегда, но именно начиная с 2000-х годов, с приходом нового руководства, они стали основой планирования сезона. «Мы понимали, что нужно создать систему взаимной ответственности между филармонией, артистами и слушателями. Артист предлагает дату и программу, филармония планирует концерт, слушатель покупает билет — элементарные вещи. Но в 2002 году этого практически не было. Когда я пришел в филармонию, абонементы продавались без дат. Знаете, почему? Потому что мы не знали, когда у артиста появится окно между зарубежными поездками. Как продавать абонементы, если нет даты? Стержень концертной жизни — это календарь, а его не существовало, потому что не было системы взаимной ответственности. Как только она появляется — можно начинать продавать билеты по-настоящему, ведь билет — это договор, и никак иначе его трактовать нельзя» (интервью А.А. Шалашова С. Ходневу, «Коммерсант», 2021). Сейчас в программе филармонии — более 250 абонементных циклов разного направления и для всех категорий слушателей: высокая и популярная классика, барокко, опера, оратория, оркестровые, фортепианные, камерные абонементы, несколько десятков циклов для детской и молодежной аудитории, трехэтапная программа продвижения молодых исполнителей, современная музыка, фольклор, джаз, многое другое. Большинство из них раскупается в первые недели продаж, а многие — в первые дни и даже часы. Накануне сезона 2016/2017 филармония сообщила о продаже 100 000 абонементов. Концертный зал имени П.И. Чайковского стал главным залом Московской филармонии. Новый генеральный директор поставил цель — сделать филармонию и Зал Чайковского центрами музыкальной культуры европейского уровня. Оценивая прошедшие почти 20 лет, можно сказать, что эта цель была достигнута.
Барокко Московская филармония одной из первых уловила гигантский интерес слушателей к музыке барокко, возникший в середине 2000-х. Существенную часть репертуара заняли оперы, оратории, оркестровые шедевры Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди и их современников, которые исполняли всемирно признанные мастера аутентичного исполнительства: «Les Arts Florissants» и Уильям Кристи, «Музыканты Лувра» и Марк Минковски, ансамбли «Collegium Vocalе Gent» и Филипп Херревеге, «Il Giardino Armonico» и Джованни Антонини, «Матеус» и Жан-Кристоф Спинози, оркестр Armonia Atenea и Георгиос Петру, Амстердамский барочный оркестр и Тон Копман, Фрайбургский барочный оркестр, Берлинская академия старинной музыки, дирижеры Кристофер Мулдс, Роджер Норрингтон, плеяда блестящих барочных вокалистов. В начале юбилейного сезона 2021/2022 проведен масштабный фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», в котором прозвучали оперы и оратории великого немецкого композитора.
Опера Важнейшим направлением в репертуарной политике стала опера. Почти 20 лет существует оперный абонемент Госкапеллы России под управлением В. Полянского, которая представила в концертном исполнении десятки опер: Верди, Вагнера, Оффенбаха, Дворжака, Пуччини, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского. Абонемент «Оперные шедевры», как и барочные абонементы, всегда раскупается одним из первых. В этих и других циклах, как и в фестивальных проектах (Большой фестиваль РНО, «Истории с оркестром В. Юровского), в абонементе «Камерные оперы в Камерном зале» звучали и мировые шедевры разных эпох, и редко исполняемые оперы композиторов барокко, Гайдна, Россини, Беллини, Доницетти, Массне, мастеров XX века, наших современников — Слонимского, А. Чайковского и других. Многие из них — российские премьеры. 1 ноября в КЗЧ — «Дидона и Эней» Перселла.
Симфоническая карта России В продвижении оркестрового искусства А. Шалашовым во главе Московской филармонии сделано много. Не случайно Алексей Алексеевич не раз говорил, что симфонический оркестр, симфонические концерты — фундамент музыкальной инфраструктуры города и региона. Все московские оркестры имеют по несколько абонементов сезона: в Зале им. Чайковского, Большом зале консерватории, «Филармонии-2». С 2008 в филармонии существует абонемент, представляющий симфонические оркестры России. В этом цикле выступили все ведущие коллективы страны: из Екатеринбурга (Уральский академический филармонический), Новосибирска, Башкортостана, Белгорода, Воронежа, Иркутска, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Северо-Кавказской филармонии, Томска, Тюмени, Ульяновска, Ярославля, других городов и регионов. ГАСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского уже несколько лет имеет в КЗЧ свой персональный абонемент.
На сцене — молодые Одной из идей, реализованных А. Шалашовым, стала программа продвижения молодых исполнителей. Она включает три этапа: «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Звезды XXI века». Путь от дебютантов до признанных артистов прошли в Московской филармонии, наверное, все музыканты нынешнего поколения 30–35-летних, ставшие известными в России и в мире, добившиеся успехов на крупнейших международных конкурсах.
Филармония — юным Еще один важнейший курс, взятый в свое время новым директором — на музыкальное просвещение. Среди многих концертных циклов для юных слушателей, появившихся за эти 20 лет в филармонической афише, неимоверную популярность обрели «Сказки с оркестром», в котором звезды театра и кино рассказывают любимые сказки детям, их родителям, бабушкам и дедушкам Этот проект появился в поисках новых форм работы с детьми, для которых, по словам А. Шалашова, непросто придумать что-то новое и при этом увлекательное. Судя по спросу на «Сказки с оркестром», Московской филармонии это удалось. Более того: эту идею взяли на вооружение многие филармонии России. Просветительство, популяризаторство — в лучшем смысле слова — всегда было и остается одной из главных сторон филармонической работы. Жанр «слова о музыке» перед звучанием самой музыки, великими носителями которого были Светлана Виноградова, Геннадий Рождественский, сегодня продолжают мэтры (Жанна Дозорцева, Павел Любимцев, Артем Варгафтик, дирижер Владимир Юровский) и их молодые коллеги, многие солисты. Новое направление в филармонической деятельности — работа с молодежной аудиторией, тинейджерами, студентами. Здесь также осуществлено немало инновационных идей и проектов. Особенно популярны «Мама, я меломан» и «Язык музыки» (ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина). В прошлом сезоне в афише появился еще один цикл Я. Тимофеева: «Вещь в себе. Сокровища современной музыки под микроскопом», в котором он представляет ключевые партитуры XX–XXI веков. В сезоне 2021–2022 это были Tabula rasa Пярта, «Стикс» Канчели, «Музыка пустыни» Райха. В новом сезоне заявлены «Симфонические танцы» Рахманинова и Concerto grosso № 1 Шнитке.
Современная музыка За прошедшие 20 лет в афише филармонии появилось несколько проектов, связанных с исполнением современной музыки: ныне живущих авторов или уже ушедших из жизни. С 2009 проводится фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». С 2014, когда художественным руководителем фестиваля стал Владимир Юровский (в 2011–2021 художественный руководитель Госоркестра имени Е.Ф. Светланова), форум вышел на новый уровень. Слушатели знакомятся с сочинениями ХХ века и с музыкой наших дней. В Москве побывали известнейшие европейские музыканты (например, дважды — парижский Ensemble intercontemporain). В филармонии сформировалось особое пространство и атмосфера для восприятия современного искусства. Во многом благодаря этому фестивалю новая музыка закрепилась в филармонической афише, стала набирать свою аудиторию. Ежегодно филармония представляет абонементы современной музыки, в основном в Камерном зале. Среди них — «Персона – композитор», который ведет главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов: за 13 сезонов (с 2009/2010) в нем участвовали 50 отечественных композиторов разных поколений. Новая музыка постоянно звучит в других абонементах А. Устинова и «МО»: «Инструментариум», www.баян.ru, в проектах к юбилеям Софии Губайдулиной. Первые циклы современной музыки («Другое пространство», «Персона – композитор») появились в конце нулевых. А сегодня в абонементной линейке МГАФ — целый веер предложений: абонементы и концерты «Студии новой музыки», ГАМ-ансамбля («Галерея актуальной музыки»), МАСМа, других исполнителей.
Популярная классика Основу филармонической афиши составляет все же высокая классика. Филармония идет навстречу широкой публике, предпочитающей слушать Рахманинова, Чайковского, Брамса, Бетховена, Шопена, романтическую музыку XIX века. Например, один из самых востребованных и продаваемых абонементов — «Великие инструментальные концерты». Этот репертуар пользуется привлекает основную часть филармонической публики, он выгоден и с экономической точки зрения.
РНМСО Создание в 2018 Российского национального молодежного симфонического оркестра — одно из главных достижений А.А. Шалашова и филармонии последних лет. Вслед за Свердловской и Воронежской филармониями, в МГАФ также был создан постоянно действующий молодежный оркестр, но уже не регионального, а национального масштаба. РНМСО, задуманный и действующий как оркестр-академия для совершенствования мастерства молодых музыкантов, входит в структуру МГАФ, имеет несколько филармонических абонементов, пользуется особым вниманием руководства филармонии. Можно сказать, молодежный оркестр — любимое детище генерального директора. «Российский национальный молодежный симфонический оркестр устроен по принципу профессионального коллектива. <…> не просто оркестр, а симфоническая академия, и в этом суть проекта — здесь воспитывается подлинное мастерство оркестрового музицирования: освоение репертуара, освоение стилей, оркестровых приемов и многое другое — то, что трудно приобрести за несколько лет обучения в консерватории» (интервью М. Гайкович, «Независимая газета», ноябрь 2021).
Реставрация, реконструкция, ремонт Реставрационные работы в филармоническом Доме на Триумфальной площади начались сразу после прихода А.А. Шалашова на пост директора филармонии. На первом этапе (середина 2000-х) в КЗЧ установили новые кресла, изготовили новую сцену-трансформер, расширив сценические возможности (в частности, для исполнения опер semi-stage возможно убрать партер, на месте которого располагается оркестр). Залу были возвращены элементы исторического облика: восстановлен мраморный пол 1930-х годов, зеркальные колонны и банкетки в нижнем фойе. Значительно улучшилась акустика благодаря специальным акустическим щитам, установленным немецкой фирмой Mueller BBM. С 2019 шла полномасштабная реставрация фасада здания, завершившаяся к 100-летию филармонии. Устранены многочисленные дефекты и повреждения, восстановлены отсутствовавшие много лет архитектурные элементы на портике и крыше здания. В декабре 2007 в здании филармонии открылся Камерный зал на 100 мест, ставший площадкой для экспериментов, дебютов молодых артистов, исполнения современной музыки и более широкого представления музыки Ренессанса и барокко. Сегодня, по словам А. Шалашова, этого уже недостаточно: филармонии нужен еще один камерный зал в центре Москвы, на 300–400 мест.
«Филармония-2» В 2014 Московская филармония получила в свое распоряжение комплекс в Олимпийской деревне — теперь «Филармония-2». После масштабной реконструкции здания в нем открылся Концертный зал на 1040 мест, получивший имя С.В. Рахманинова, по акустике и инфраструктуре входящий в число лучших в России и не уступающий многим зарубежным. Сейчас в «Филармонии-2» четыре зала: помимо зала им. Рахманинова — Малый, Игровой и Виртуальный. C появлением нового комплекса у филармонии появились дополнительные помещения. Здесь располагается база РНМСО. Здесь же в основном сосредоточены детские проекты, фактически создан детский просветительский центр: «Там есть все необходимое: можно рассаживать детей на подушки, проводить интерактивные спектакли, устраивать театрализованные концерты. Туда удобно приехать с ребенком на машине: мы арендовали стоянку. Есть даже пеленальные столы, потому что там проходят спектакли категории 0+» (интервью С. Ходневу, «Коммерсантъ»).
Инновации Московская филармония стала одной из первых концертных организаций страны, начавших регулярные прямые трансляции концертов. Первая трансляция состоялась 20 марта 2009: опера Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении ГАСК России. А в 2011 Московская филармония одной из первых в России начала проводить профессиональную съемку своих концертов в HD-качестве. В 2021 число прямых трансляций составило более 300. Сейчас трансляции временно приостановлены, но большинство концертов записывается. В каталоге МГАФ — около 3000 записей, которые можно слушать бесплатно (в отличие, например, от Берлинской филармонии): в великолепном качестве, которое обеспечивает блестящая команда звукорежиссеров и видеоинженеров. Необходимо лишь зарегистрироваться на сайте www.meloman.ru. С 2014 Московская филармония — ключевой участник проекта Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал». Инициатором виртуальных концертных залов, как и ряда других филармонических проектов, была Свердловская филармония во главе с А.Н. Колотурским. Теперь этот проект стал всероссийским, транслирующим филармонические концерты на всю территорию страны.
«Домашний сезон» В марте 2020, с наступлением локдауна, когда все — театры, оркестры, ансамбли, солисты — ринулись в борьбу за слушателей в онлайн-формате, Московская филармония и здесь стала первой, организовав на своем сайте «Домашний сезон»: прямые трансляции концертов в реальном времени из КЗЧ. Это была попытка сохранить ощущение нормальной жизни, антураж живого концерта: фраки, цветы после выступления, бисы… только без публики. После того как проводить прямые трансляции стало невозможно, МГАФ с апреля по июль давала записи из своих фондов и концерты, записанные уже после объявления карантина. Это был своего рода «спасательный круг» для миллионов меломанов. За три с половиной месяца аудитория «Домашнего сезона» составила 13 миллионов зрителей, а количество постоянных подписчиков сайта meloman.ru увеличилось за это время почти в три раза: до пандемии было 26 тыс. зарегистрированных пользователей, а к лету 2020 их стало 72 тыс.
Государственный масштаб В 2008–2012 Алексей Шалашов работал директором Департамента современного искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. Одно из достижений в работе Департамента и А.А. Шалашова — разработка «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года» (при участии ЦСЭИ культуры, Свердловской филармонии, «Музыкального обозрения»). По итогам 2015 за вклад в разработку этого важнейшего документа Алексей Шалашов стал лауреатом Премии «МО». С 2018 Алексей Алексеевич входит в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ, сменив первого представителя филармонического сообщества в Совете Александра Колотурского. В 2006 Алексей Шалашов стоял у истоков создания Союза концертных организаций России. В настоящее время он — Президент СКОР. Можно сказать — главный филармонист России.
Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»
«Музыкальное обозрение» и Московская филармония Наше издание и главная концертная организация страны сотрудничают почти 30 лет, начиная с концерта-презентации книги Ирины Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания» (октябрь 1995). Затем был концерт-презентация книги Льва Наумова «Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной» (апрель 2002). В последние 20 лет наше сотрудничество развивается особенно активно. В залах филармонии проходили юбилейные концерты газеты: в 2004 и 2014 в КЗЧ; в 2009 — в Камерном зале. С 2009 в Московской филармонии проходят абонементы «МО». 2022/2023 — 14-й сезон абонемента «Персона –композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». За прошедшие годы в нем приняли участие около 50 современных российских композиторов разных поколений. С 2013 «МО» проводит редкий абонемент www.баян.ru, представляющий баян как академический инструмент. В сезоне 2021/2022 абонемент был посвящен 90-летию Софии Губайдулиной. Постоянный абонемент «МО» — «Инструментариум», в котором представлены арфа, флейта, альт, контрабас, фортепиано, скрипка, гитара, саксофон — в непривычных форматах. В сезоне 2021/2022 цикл абонементных концертов «Инструментариум» был проведен к 100-летию Персимфанса. В течение нескольких сезонов проходит абонемент «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». В концертах «Тайны филармонического дома» мы рассказываем об истории зала и здания, его интерьеров и фасадов. На месте нынешнего здания Московской филармонии в 1920-х – 1930-годах находился театр Мейерхольда. Сохранение памяти о гениальном Мастере, чье 150-летие мы будем отмечать через два года, важно и для Московской филармонии, и для «МО», поскольку одним из создателей газеты был Петр Меркурьев — внук Всеволода Мейерхольда. В числе совместных проектов «МО» и Московской филармонии — абонемент «Музыка Войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945» (сезон 2014–2015). К 20-летию ансамбля «Студия новой музыки» прошел абонемент «Игра в классики» (2012–2013). В сезоне 2019–2020 — абонемент «Мечислав Вайнберг. Возвращение», к 100-летию со дня рождения композитора. В 2020 цикл был прерван пандемией и завершился в сезоне 2021/2022. В сезоне 2017/2018 прошел Фестиваль-абонемент документального кино о музыке «MusicDocFest» с участием классика советского и российского кино о музыке Андрея Золотова и показами его фильмов о С. Рихтере, Е. Мравинском, Д. Шостаковиче и Г. Свиридове. «Музыкальное обозрение» провело в залах Московской филармонии более 100 концертов.
Московская филармония в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны» С 1995 «Музыкальное обозрение» ежегодно публикует рейтинг «События и персоны» и объявляет лауреатов и обладателей премии «МО». А.А. Шалашов — трижды лауреат премии «МО»: в 2005, 2013 и 2015. Лауреатами «МО» становились: Светлана Виноградова — «Персона года» (2006) Юрий Симонов — «Дирижер года» (2005, 2010) АСО МГАФ — «Оркестр года» (2010) Открытие «Филармонии-2» — «Событие года» (2014)
«МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Череда юбилеев в Московской филармонии: зал Чайковского, филармония — 100, генеральный директор впервые появилась Музыкальное обозрение.