Войти в почту

Памяти Михаила Бялика (1929 – 2022)

Из Гамбурга пришла горькая весть: на 94-м году жизни скончался Михаил Григорьевич Бялик: – старейшина нашего музыкознания, заслуженный деятель искусств России, почетный член Санкт-Петербургского филармонического общества, кавалер ордена Дружбы. Его перу принадлежат книги и брошюры о современных отечественных композиторах, бесчисленные статьи в журналах и газетах России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Музыковед-историк, музыкальный критик, лектор, профессор Санкт-Петербургской консерватории и Российского государственного института сценических искусств, активный музыкально-общественный деятель, Михаил Григорьевич завоевал уважение и признательность не только среди коллег-музыкантов, но и в широких кругах любителей музыки. На протяжении нескольких десятилетий он вел в стенах Ленинградской – Санкт-Петербургской филармонии семинар слушателей, его живые, увлекательные лекции, выступления перед концертами воспитывали ту взыскательную аудиторию, которой всегда славился наш город. Настойчивая инициатива М.Г. Бялика привела к возрождению первого в России Филармонического общества. М.Г. Бялик деятельно участвовал в музыкальной жизни города; в пору существования художественных советов театров активно сотрудничал в них. С первых дней появления газеты «Мариинский театр» в обновленном виде, на протяжении всех тридцати лет Михаил Григорьевич – наш постоянный автор. Его статей, рецензий и обозрений ждут читатели «Мариинского театра», к его критике, метким суждениям прислушиваются композиторы и музыканты-исполнители. Живя более двух десятилетий в Германии, М.Г. Бялик сохранял тесную связь с Россией, с невской столицей. Об этом говорят его регулярные публикации в газетах города, в общероссийских газетах и журналах. Это и отклики на премьеры в театрах и концертных залах Санкт-Петербурга и Москвы, и фестивальные обзоры, знакомящие российских читателей с богатой музыкально-театральной жизнью Европы, полемические заметки. О двух постоянных мотивах в его заметках надо сказать особо. Рыцарь современной музыки, М.Г. неизменно ратовал за расширение репертуара оперных театров: «Сейчас кажутся уже какими-то нереальными времена, когда ежегодно появлялось по нескольку великих опер, тотчас становившихся достоянием всех мировых сцен… Даже лучшие создания отечественных и зарубежных авторов – Щедрина, Слонимского, Петрова, Вайнберга, Десятникова, Раскатова, Пендерецкого, Штокхаузена, Хенце, Рима… – идут лишь на одной-двух сценах в течение нескольких недель… Критикам и слушателям надлежит в этой ситуации проявлять, наряду с серьезностью и объективностью, также доброжелательность, памятуя, как нелегки усилия творцов преодолеть кризис…». Совсем не будучи ретроградом, призывающим к «нафталинной» режиссуре и сценографии, Бялик активно протестовал против безграмотного «осовременивания» классических опер, против засилья оперных режиссеров, не уважающих партитуру композитора, претендующих на первенство в опере: «В жизни разыгрывается грандиозный спектакль по андерсеновской сказке о голом короле. Люди в зале, даже тогда, когда режиссура оперного представления вызвала у них недоумение или неудовольствие, поддавшись стадному чувству, аплодируют – лишь бы не показаться недостаточно современными и продвинутыми! А критика в этом представлении играет недостойную роль. Испытывая тот же страх прослыть недостаточно прогрессивными, многие коллеги, вместо того чтобы просвещать аудиторию, формировать ее вкусы, лишь запутывают, дезориентируют ее…». На протяжении многих лет М.Г. Бялик возглавлял секцию критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга и неизменно ратовал за исполнение современной музыки. Уже живя в Германии, он специально приезжал в невскую столицу на премьеры произведений своего любимого друга композитора Бориса Тищенко в Мариинском театре – будь то «Реквием» на стихи Ахматовой, или балет «Ярославна». Спустя месяц после юбилейного 85-го дня рождения М.Г. выступил в Прокофьевском зале Мариинского театра. Вместе с молодой певицей из Гамбурга Викторией Мун юбиляр представил программу из редко звучащих романсов С.И. Танеева. Воспитанник Киевской консерватории поразил собравшихся отточенным и совершенным пианизмом, умением вдохнуть свое понимание непростой вокальной музыки Сергея Танеева в совместное музицирование. Нельзя не сказать и о том, как много сил М.Г. Бялик отдавал продвижению русской музыки, музыки современных отечественных композиторов на европейской арене. В одном из известных учебных заведений Гамбурга – Интернациональной музыкальной академии имени Альфреда Шнитке – была торжественно открыта Русская музыкальная библиотека. Свое обширное собрание книг о музыке, нотных изданий, грампластинок и дисков М.Г. Бялик передал в дар Академии. «То, что учебное заведение носит имя выдающегося композитора, – сказал М.Г., – и тут постоянно звучит его музыка, то, что оно находится под патронатом Ирины Шнитке, его жены и замечательной пианистки, и Марка Лубоцкого, его друга и первого исполнителя его скрипичных сочинений, конечно же, расположило меня к Академии». Михаил Григорьевич за долгую и плодотворную жизнь обрел много друзей и одарил своей дружбой музыкантов и огромную слушательскую аудиторию. Память о нем сохранится в тысячах благодарных сердец. Похоронен Михаил Григорьевич Бялик на Еврейском кладбище Гамбурга, рядом с женой Ириной Яковлевной Штейнберг.

Иосиф РАЙСКИН

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Памяти Михаила Бялика (1929 – 2022) впервые появилась Музыкальное обозрение.