Тбилиси, картинки с натуры: Гурам, таксист, говорит, что думает. 20-летняя официантка Нани переходит на английский

На многих тбилисских балконах и у входа в парадные висят желто-голубые флаги, а в центре проходят флешмобы в поддержку Украины – молодые горожане размахивают все теми же «жовто-блакитными» знаменами.

Тбилиси, картинки с натуры: Гурам, таксист, говорит, что думает. 20-летняя официантка Нани переходит на английский
© Свободная пресса

Рядом с площадью Свободы в Тбилиси уже 16 лет как находится Музей советской оккупации, на блошином рынке продаются советские ордена и медали, а сами грузины, восклицая при знакомстве: «Украина?» – получив на свой вопрос отрицательный ответ, тут же отходят в сторону. Однако столь однозначное отношение к россиянам здесь далеко не у всех.

Тбилисчанка Лия во всем винит бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили.

– Этот кретин всё развалил – а ведь мы так прекрасно и дружно жили! Сколько себя помню, никогда не было такого разделения, как сейчас; все мы – и грузины, и русские, говорили на одном языке, смотрели советские фильмы, знакомились с великой культурой братского народа. А этот... [нехороший человек], пришедший к власти, не только продал свою душу, но и испоганил души молодых – и теперь для них существуют лишь западные ценности. А такие понятия, как семья или патриотизм, уходят в прошлое. Боюсь, что навсегда – и это уже страшно...

Лия высказывается о наболевшем – говорит, что ее близкие и друзья солидарны с ней, но стараются не обсуждать это публично – слишком велик риск не встретить одобрения и даже подвергнуться нападкам.

А вот таксист Гурам никого не боится.

- Ваш президент всё правильно сделал, – рассуждает он. – Если бы моя страна подверглась опасности, я бы и не такое устроил; да и вообще с этими «либерастами» давно пора заканчивать! А тем, кто у руля сегодня в Грузии, на мой взгляд, не хватает способности трезво мыслить – к сожалению. И мне наплевать, что кто-то там со мной не согласен: я был и буду свободным человеком…

Тем не менее, граждане Украины здесь практически возведены в ранг национальных героев, защищающих свою страну от «оккупантов» – именно так считает, в частности, молодое поколение.

К слову, если люди средних лет и постарше говорят по-русски вполне прилично и в большинстве случаев охотно, то о молодежи этого сказать нельзя: многие с легкостью переходят на английский, а русского как будто не знают совсем.

– Мои отец учился в Москве, в Советском Союзе, там они и познакомились с мамой. Но я бы в России жить не хотела, – 20-летняя официантка Нани охотно общается на английском. – Мне нравится, что Грузия становится всё более европейской – в этом смысле Саакашвили молодец... А отношения с Россией, даже если они и были когда-то, сегодня полностью себя изжили. Зачем нам тащить этот балласт?

- Балласт – это Россия? – едва не поперхнувшись кофе, уточняю я. Улыбчивая девушка кивает: ну, а кто же ещё?!..

В Грузии в эти дни действительно много парней из России – парни и мужики рванули сюда сразу после начала частичной мобилизации.

Моя давняя приятельница София содержит хостел: в Тбилиси она переехала из Самары пару лет назад – захотелось побольше тепла и солнца.

– Почти по Черномырдину: никогда такого не было и вот опять, – смеется Софи. – Уже месяц как наш отель похож на призывной пункт: в общем номере живут шестеро мужчин, в семейном номере – три парня. И в номере для новобрачных поселились двое ребят – воистину, и смех, и грех...

«Уклонисты» все равны как на подбор: парни крепкие, фактурные, высокие. Практически все с высшим образованием и неплохой спортивной подготовкой.

Планы разные: кто-то уже устроился таксистом, кто-то планирует открыть здесь свой бизнес, а для кого-то Грузия – лишь перевалочный пункт в предвкушении грин-карты. Есть и такие, кто трудится по найму или управляет бизнесом удаленно. Объединяет этих ребят главное: в страну, в которой выросли, они возвращаться не собираются – заявляют об этом категорично.

При этом среди них есть и отслужившие в Российской армии. Например, Алексей: отец парня, узнав, что тот не собирается защищать родину, перестал с ним общаться.

- Я служил в спецназе, – рассказывает 33-летний Алексей. – Служил нормально, не сачковал, но надевать сегодня опять форму нет никакого желания. Отец со мной разругался – мол, я должен идти защищать родину. Я ответил: для меня главное жить там, где я чувствую себя хорошо.

... Душа болит за молодых, жаловалась грузинка Лия. Эти бедные мальчики и девочки не знают, что такое Родина, сказала она: ведь они теперь держат курс на Запад. И искренне верят, что там намного лучше, чем здесь.

Грузия