Мокьюментари о Кавказе или реквием по Балабанову: что смотреть на фестивале «Послание к человеку»
В Санкт-Петербурге открылся один из важнейших киносмотров документального кино –– «Послание к человеку». На неделю северная столица превратится в один большой кинотеатр, где пройдут показы 142 фильмов конкурсной и внеконкурсной программы. Маршруты любителей кино будут пролегать от «Авроры» до «Лендока», от новой сцены Александринского театра до Дома кино. Рассказываем, ради каких фильмов уже стоит бронировать билеты на «Сапсан».
«Большие змеи Улли-Кале», режиссер Алексей Федорченко
«Большие змеи Улли-Кале» –– второй проект в жанре мокьюментари от режиссера, дебютировавшего в Венеции в 2005 году с фильмом «Первые на Луне».
Новая лента Федорченко –– амальгама из всевозможных жанров: псевдодокументалистика соседствует с анимацией, травелогом и found footage (использование в фильме якобы найденной уникальной пленки). В центре сюжета –– сам режиссер, который вместе с соавтором многих своих работ Дарьей Исмагуловой путешествует по Кавказу, восстанавливая якобы найденный документальный альманах столетней давности.
«Балабанов. Колокольня. Реквием», режиссер Любовь Аркус
На вопрос, будет ли когда-нибудь в России счастье, Балабанов отвечал: «Родина слишком большая». Фильм Аркус –– это реквием по ушедшему режиссеру и по той эпохе, которая ушла вместе с ним.
Тем не менее «Балабанов. Колокольня. Реквием» –– самостоятельное произведение, вместившее одновременно эссе, манифест и размышление. Автор рассуждает о человеке, которого хорошо знала, что не могло не отразиться на интонации и форме повествования.
«Лили и море», режиссер Динара Друкарова
Фильм «Лили и море» наряду с картиной Алексея Федорченко стал картиной открытия фестиваля. Это история снята по одноименному роману Катрин Пулэн. Девушка Лили пытается сбежать от серости жизни в маленьком провинциальном городке и приезжает на Аляску работать на рыболовецком судне. Вокруг много суровых мужчин и нордических пейзажей, а главное –– море, несущее долгожданные перемены. Фильм стал участником международного фестиваля в Сан-Себастьяне.
«Временные ограничения», режиссер Ксения Гапченко
Документалист Ксения Гапченко сняла картину о двух танцовщиках Большого театра. Мировые звезды Мария Александрова и Владислав Лантратов повреждают ахиллово сухожилие практически в одно и то же время (весной 2019 года) и проходят период длительного и сложного восстановления. Но танец для этих людей –– вся их жизнь, и подобного рода травма –– возможный конец этой жизни.
Режиссер уверена: профессиональный балет –– это не просто физическая форма, но и психологическая установка, которая помогает выживать в стрессовых ситуациях. Поможет ли она нашим героям или нет, узнаем из «Временных трудностей».
«Куда мы едем?», режиссер Руслан Федотов
Документальный фильм белорусского режиссера Руслана Федотова «Куда мы едем?» –– один из самых титулованных в международной программе фестиваля. Год назад картина с блеском завоевала сразу два приза на самом престижном мировом киносмотре документального кино IDFA в Амстердаме: за дебют и операторскую работу.
В течение года Федотов снимал свою трагикомедию о жизни московской подземки (часто без разрешения от метрополитена и от героев своих наблюдений). Эта история –– о той России, которую мы все хорошо помним: русские вдвшники и американские пехотинцы в одном вагоне, беззаботные философские разговоры, лекция о Достоевском от Деда Мороза, встречи и проводы, свидания и ссоры на фоне торжественных интерьеров столичного метро, призванного стать дворцом для простого народа в годы его создания.
«Монета страны Малави», режиссер Алексей Федорченко
Буйство китча и пранка в трагикомедии о Шукшине. Федорченко дает ироничный, порой жестокий, порой юмористический портрет русских людей и окружающей нас действительности. Своих героев режиссер считает «героями ненаписанных рассказов Шукшина», таким образом сочиняя «новые шукшинские рассказы на современный лад». Сам Федорченко назвал свою картину «комедией-реквиемом».
Полную программу фестиваля можно посмотреть здесь.