Лариса Лужина в восторге от творческих встреч с волгоградцами
Три дня в конце минувшей недели советская кинозвезда, народная артистка РСФСР Лариса Лужина гостила в нашей области, где проводила творческие встречи со зрителями. Они проходят в рамках проекта «Киновстречи на Волге», который реализуется Волгоградским областным центром народного творчества при поддержке комитета культуры Волгоградской области.
В первые два дня гостья встречалась со зрителями в сельском Доме культуры поселка Пригородного Фроловского района и в Центре досуга и кино города Котельниково. А в минувшую субботу побывала на встрече с жителями Дзержинского района Волгограда.
Интересно, что все свои творческие встречи киноактриса начинает с ретроспективного киноролика – фрагмента из фильма «На семи ветрах», который сыграл особую роль в ее творческой судьбе. Это был уже не первый ее фильм, в котором она, еще будучи студенткой ВГИКа, сыграла главную роль и получила огромную известность и зрительскую любовь не только в нашей стране, но и за рубежом. Фильм был отправлен на Каннский кинофестиваль, где молодые актрисы Лариса Лужина и Инна Гулая представляли эту картину с корифеями отечественного кинематографа – Станиславом Ростоцким, Сергеем Герасимовым, Львом Кулиджановым и Юлием Райзманом.
Этот ролик особенно дорог актрисе, потому что на всех встречах со зрителями он напоминает ей о студенческой юности и съемке в этой картине вместе с молодым Вячеславом Тихоновым.
– Артисты – люди счастливые, – говорит Лариса Лужина, – потому что мы можем видеть себя в старых картинах – какими молодыми, стройными и красивыми мы были когда-то… Фильму «На семи ветрах», кстати, в этом году исполняется ровно 60 лет!
Глядя на сегодняшнюю Ларису Лужину, на то, как она выглядит в свои почтенные годы, никогда не подумаешь, что это человек, переживший в трехлетнем возрасте блокаду Ленинграда. В то страшное время от голода умерла ее сестра, а бабушка погибла от смертельного ранения осколком бомбы.
Удивительна и ее актерская судьба. Первый раз на экзаменах в Ленинградский институт театрального искусства она провалилась. Зато на следующий год поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Училась вместе с Николаем Губенко, Евгением Жариковым, Сергеем Никоненко, Галиной Польских, Жанной Прохоренко… Какие имена!
В послужном списке актрисы сейчас 87 ролей в кино. И она до сих пор востребована в профессии и продолжает сниматься.
– Сейчас я играю в двух антрепризных спектаклях, – рассказывает актриса, – и недавно закончила сниматься в сериале «Райский», который скоро выйдет на экраны. Называется он так по фамилии главного героя – Райского, успешного следователя. Я играю его маму. А моего мужа – отца героя – сыграл Леонид Каневский…
– Лариса, вы считаете себя счастливой?
– Конечно! Я благодарна судьбе, что родила хотя бы одного сына, который подарил мне трех внуков. Старший уже окончил МГУ с красным дипломом и поступил в аспирантуру, второй тоже студент, а третий – школьник, учится в шестом классе. Я очень люблю своих внуков, мы часто видимся с ними. Так что я не чувствую никакого одиночества. У меня есть, кому стакан воды поднести…
Моя собеседница улыбается.
– Как вам творческие встречи с волгоградцами?
– Очень хорошо прошли первые две в районах области. Меня радостно встречали, очень тепло и сердечно принимали. Мне нравится, что на встречи со мной приходили не только люди старшего возраста, которые помнят меня по старым советским фильмам, но даже молодежь. Они тоже внимательно все слушали, потом фотографировались со мной, говорили мне хорошие слова… Надеюсь, что после этих встреч кто-то из них захочет найти в интернете подробные сведения обо мне и может даже посмотреть мои фильмы… Так что такие встречи крайне необходимы актерам. И зрителям, я думаю, они интересны.
– Вы не первый раз в Волгограде? Бывали у нас раньше?
– Конечно! И не раз! И никогда не забуду эти удивительные встречи с волгоградцами. Особенно с жителями сельских районов, в частности – Елани. Какой сыр там прекрасный делают! А какой потрясающий варят самогон! Помню: однажды мне на сцену вынесли полуторалитровую бутыль. Я ее увезла в Москву. А у меня как раз строители делали дома ремонт. И они так были рады этой самогонке…
– Похоже, после еланского самогона ремонт ваш оказался и качественнее, и дешевле…
Мы рассмеялись вместе с актрисой…
– А вчера и на встрече во Фроловском районе зрители меня завалили подарками. И огурцы маринованные принесли, и какие-то другие необычные соления, и грибы, и рыбу… Как же я это все сегодня повезу?! Хочется довезти до дома и похвастаться внукам, как принимают их бабушку на волгоградской земле. Главное, чтобы не задержали в аэропорту…
– Будем надеяться, что там узнают народную артистку… Кстати, Лариса, а вас сейчас узнают на улице или в транспорте?
– Конечно, но, правда, не всегда. Однажды в троллейбусе через проход от меня сидели два веселеньких парня, и один из них говорит: «Слушай, а вон ту бабу я откуда-то знаю». Второй: «А я – нет». Ну, думаю, сейчас вспомнит и скажет: «Киноартистка Лариса Лужина!». А он радостно: «Вспомнил! Это же наш бригадир со второго строительного участка»…
Актриса засмеялась и продолжила:
– Как-то раз останавливает меня на улице женщина: «Вы артистка?» – «Да!» – «Лариса Лужина?» – «Да!» – «Ну надо же: одно лицо!»… А есть и другие примеры узнаваемости. Раньше советских киноартистов знали чуть ли не все. Кино ведь было на первом месте. В газетных киосках продавали фотографии артистов. Многие их собирали. Однажды я была в Свердловске, подхожу к киоску и вижу там несколько фотографий киноартистов, среди которых и мое фото. Я на нем была такая красивая, в соломенной шляпке. И вдруг смотрю: все карточки по 8 копеек, а моя – 5. Я так удивилась и спрашиваю у киоскерши: «А почему у вас Лариса Лужина за 5 копеек – так дешево?». А она отвечает: «Уценили!». Мне стало так обидно. И я скупила у нее все свои фотографии, чтобы никто не покупал уцененную Лужину.
– Это комичная сцена из жизни. А на съемках у вас случаются трагикомедии?
– Бывает! На съемках фильма «Любовь Серафима Фролова» произошла драка. Я должна была в сердцах сильно ударить своего мужа – актера Геннадия Юхтина. Девять дублей отсняли – всё не то. Режиссеру не нравится, не жизненно все получается. На десятом дубле я собрала все силы и так шарахнула партнера, что он не удержался на ногах и рухнул на пол. И тут же вскочил, подлетел ко мне и также мне рукой наотмашь заехал. Я снова ему влепила, он – мне, и пошла потасовка. Режиссер останавливает съемку и кричит помощникам: «Да разнимите же вы их!» Как говорится, ЧП на производстве!
– Лариса, знаю, что прототипом песни Высоцкого «Она была в Париже» являетесь вы, а не Марина Влади, как ошибочно думают многие. Владимир Высоцкий посвятил ее вам. Хочу узнать из первых рук: как эта песня появилась и почему посвящена вам?
– Он написал ее в 1966 году, когда мы снимались с ним в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль». Марины Влади у него тогда еще не было. Съемки проходили в Приэльбрусье на леднике, на высоте 4,5 тысячи метров. Мы увидели там такую красоту, которую бы не увидели больше нигде и никогда. А у Володи, как у поэта в душе, при виде этой красоты сразу возникли первые строчки будущей песни: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди!»…
Однажды он прилетел на съемку из Москвы и сказал: «Лариска, я написал песню! Написал ее тебе!». И спел: «Куда мне до нее, она была в Париже…». В этой песне про безответную любовь заводского парнишки к звезде он описал весь маршрут моей первой поездки за границу, когда я выезжала с фильмом «На семи ветрах» на фестиваль в Канны. Побывала тогда и в Париже, и в Варшаве, и в Осло, и в Иране…Все эти города перечисляются в этой песне… И Володя действительно посвятил ее мне.
Красивая история!
Об этих и многих других интересных фактах из своей жизни и творчества актриса рассказывала волгоградцам на своих творческих встречах. Иллюстрировала свой рассказ фрагментами фильмов, в которых снималась, и читала стихи Симонова, Высоцкого, Окуджавы…
В благодарность за прекрасную встречу зрители завалили актрису цветами и подарками.