Простая каша стала оружием идиотов

Несколько существ недавно облили супом или кашей работы Моне и Ван Гога, якобы для того, чтобы привлечь внимание к проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды.Так, в лондонской Национальной галерее активисты экологической группы Just Stop Oil облили томатным супом картину Ван Гога «Подсолнухи». Они заявили, что выступают против реализации в Великобритании новых проектов по добыче нефти и газа в Северном море. Затем жертвой экологов стала картина Клода Моне «Стог сена» — это случилось в Музее Барберини в Потсдаме. Ее облили кашей.Такие акции - яркий пример эстетики современного внепарламентского левого движения в некоторых странах Запада. Я не люблю термин «левое движение». Он не описывает реальность, охватывая людей со слишком разными, часто несовместимыми взглядами. Но надо заметить, что в плане дегенеративных проявлений и в самом деле очень много сходства между современными американскими и западноевропейскими леволибералами, анархистами, альтернативщиками, радикальными экологами и другими. Не стану говорить обо всех, конечно, люди везде разные. Но увы, такого и правда много.

Простая каша стала оружием идиотов
© Свободная пресса

Что у них на практике получилось? Что защита природы ассоциируется сегодня с кашей, вылитой на прекрасную картину, с вандализмом.Сколько я знаю этих людей, они считают свою «эстетику» воплощением истины. Публично кидаться кашей – это, по их мнению, прогрессивно, а если кому-то не нравится, они сразу же ответят, что всякий, кто с ними не согласен, «консерватор и фашист». Означает ли сказанное, что искусство игнорирует бедствия и трагедии планеты и что, как утверждали существа, проводившие акции, важный или вообще единственный способ привлечь внимание к общественным проблемам - обливание полотен Моне и Ван Гога кашей? Нет. Великая европейская музыка создавалась немецкими композиторами во время или сразу после 30-летней войны (1618-1648 гг). Она была призвана исцелять больные души. Иоганн Якоб Фробергер или Дитрих Букстехуде были бы крайне удивлены, если бы им рассказали, что уродство можно исправить только изуродовав что-нибудь еще.

Камиль Писсарро, один из выдающихся импрессионистов, и человек, считавшийся «мозгом» этого движения, был по своим взглядам убежденным анархо-коммунистом, т.е. сторонником безгосударственного и бесклассового общества, основанного на самоуправлении работников, на общей собственности, равенстве и братстве. Он полагал, что красота способна сделать людей лучше и что это является частью его миссии. С точки зрения Писсарро, исцеление общества от таких пороков, как эксплуатация (присвоение результатов чужого труда), бедность, неравенство и власть человека над человеком, органично дополняется исцелением душ силой красоты. Уильям Моррис, одна их ключевых фигур прерафаэлитов, сочувствовал идеям негосударственного социализма и написал утопию «Вести Ниоткуда», которая выражала как его политические, так и эстетические пристрастия.

Винсент Ван Гог, картину которого облили супом, по своим взглядам был чем-то вроде христианского социалиста. Он помогал рабочей бедноте, служа в христианской миссии. Существует мнение, что начальство запретило ему пасторскую деятельность после того, как он в конфликте между шахтерами и администрацией встал на сторону первых.

Значительную часть своей творческой жизни Ван Гог изображал бедняков и обитателей богаделен. Он не мог забыть об этом даже когда писал природу: «Я чувствую экспрессию и, так сказать, душу во всей природе, например в деревьях. Ряды вётел напоминают мне тогда процессию стариков из богадельни. В молодой пшенице есть для меня что-то невыразимо чистое, нежное, нечто пробуждающее такое же чувство, как, например, лицо спящего младенца. Затоптанная трава у края дороги выглядит столь же усталой, как обитатели трущоб». Социалисту или анархисту не следует быть скотом. Впрочем, не станем обижать несчастных животных, люди бывают куда хуже.А кстати, как насчет того, что нехорошо кидаться едой в мире, где несколько миллиардов человек голодают, или по крайней мере испытывают проблемы с доступом к чистой воде и качественному питанию? Не лучше ли раздавать еду бедным людям или помогать им другими способами, как делал Винсент Ван Гог?