«Скоро кончится лето»: фильм-ностальгия про одно лето, которое не вернуть
30 октября в «Лендоке» состоялась петербургская премьера фильма Яны Скопиной «Скоро кончится лето»
—
самой теплой и светлой ленты этой осени.
Нынешнее поколение 40-50-летних наверняка помнит то лето 1990 года. В воздухе витает ощущение перемен, из приемников доносится голос Виктора Цоя, а на улицах — молодежь в джинсах и футболках с закатанными рукавами. Режиссер, ученица Сергея Соловьева Яна Скопина, предлагает зрителю перенестись в ту эпоху, где жаркая юность переплетается с первой любовью — конечно же, несчастной. Картина переносит зрителя в Казахстан 1990 года. 16-летний парнишка Баха заканчивает школу. Впереди — последнее лето перед взрослой жизнью. Как он его проведет? Да никак, всем ясно. Будет слоняться по дворам и друзьям, практиковать свое тайное хобби. Будет читать, тайно торговать кассетами, влюбится в неуловимую красавицу-соседку Берту и потратит все лето на ее завоевание. Конечно же, у парня ничего не получится. Но испытав порывы настоящей любви и боль разочарования, он по-настоящему повзрослеет и встанет на дорогу поиска себя. В картине отсутствует острая тематика. Тут нет ни политических, ни социальных проблем. Только попытка отрефлексировать важную во все времена тему взросления и поиска себя. А еще посмотреть назад и удивиться, как много простых радостей наполняют нашу юность и делают ее особенной. «Этот фильм необходим зрителю в качестве воздуха, чтобы в кинозале ему вернулось ощущение счастья и утраченного детства. Вероятно, картина сможет напомнить что-то важное про нас теперешних — все мы родом из детства», — говорит режиссер фильма Яна Скопина. Однако помимо ощущения духа детства в фильме также есть ощущение духа Сергея Соловьева — учителя Яны Скопиной. Как и большинство картин Соловьева, «Скоро кончится лето» — это фильм-настроение. Цель его — погрузить зрителя в пелену эмоций. Во многом фильм «Скоро кончится лето» цитирует «Сто дней после детства» и «Ассу» — уж точно по общему настрою. И без последних титров благодарности учителю, фильм проникнут духом Соловьева, которого сама режиссер называет медиумом. Вообще, тема связи с потусторонними силами, как и у Соловьева, проходит через весь фильм Яны Скопиной. Тайное хобби главного героя Бахи — гипноз. Он пытается подражать известному целителю и телевизионному экстрасенсу Аллану Чумаку, а также украдкой изучает особую эзотерическую литературу в туалете во время уроков. За свое хобби он поплатится в конце. А режиссер показывает — в то время вся страна как будто находилась под куполом гипноза. В каждом доме, в каждом телевизоре шли гипнотические сеансы, а страна была объединена в смутном предчувствии перемен. Еще не ясно, каких — но уже витающих в воздухе. Яна Скопина сознательно не хотела показывать надоевшие карикатурные 1990-е с бандитами. Это все будет потом. А сейчас — только солнце, пустяковые переживания, красота и безбашенность юности.