Мария Аниканова: «Если честно, на лед уже не тянет»
Дебютировала в фильме Сергея Соловьева «Дом под звездным небом», а потом уже были «Две судьбы» и «Жаркий лед», «Тест на беременность» и «Серебряный бор», «Нюхач» и «Ищейка»... А ведь могло так случиться, что не было бы такой актрисы, а была бы фигуристка Мария Аниканова. В 16 лет она, воспитанница знаменитой Татьяны Тарасовой, имела звание мастера спорта и подавала большие надежды...
- Мария, говорят, бывших спортсменов не бывает. Пригождается вам былой опыт в актерской работе?
- Вообще спорт и подготовил меня к актерской жизни! Первое - это дисциплина, второе - я всегда говорю студентам: «Не верьте, что у артистов тонкая организация души. То есть может быть и тонкая, но со стальными нервами!» Без этого в нашей профессии, абсолютно зависимой, - никуда. Надо уметь принимать отказы, надо уметь пережить это и идти дальше, не сломаться, пытаться себя сохранить. И при этом еще развиваться, что-то менять в своей жизни... Ведь у нас не такая работа, когда с 9 до 18 на службе, а субботу и воскресенье отдыхаешь. У актеров иначе: сегодня ты дома, а завтра, возможно, собрался и уехал куда-то. То есть вечно мотаешься, меняешь планы. Нужно быть коммуникабельным и мобильным.
- До 16 лет вы занимались фигурным катанием, а будучи актрисой, снялись в сериале «Жаркий лед»...
- Было дело! И там наряду с актерами были настоящие прославленные фигуристы Роман Костомаров, Леша Тихонов, Леша Ягудин, Александр Абт... Все думали, что если я мастер спорта, то могу откатать программу на уровне олимпийских чемпионов. Но в 35 лет я вышла на лед после долгого перерыва, и в первый момент мне показалось, что я ничего не смогу - устоять бы! Однако потом вышел Рома Костомаров, к слову, только что выигравший Олимпиаду, и мы поехали... Леша Тихонов посмотрел на нас и говорит: «Аниканова, зачем ты бросила фигурное катание?!» (Смеется.) Потом нам с Костомаровым поставили программу, мы делали настоящие серьезные поддержки...
- Подождите, но вашим партнером был не Костомаров, а Павел Трубинер...
- По сценарию - да, и мы с ним играли все сцены, что не на льду. А на катке у меня было три разных партнера: артист Паша Трубинер, его дублер - парень из юниорской сборной, похожий на Павла, а самую сложную часть делал Костомаров. Но его нельзя было светить, потому что он тоже играл роль. В итоге я откатывала программу по три раза. Было сложно, и в конце концов я взмолилась, чтобы меня убрали из сценария! (Смеется.) Так моя героиня улетела в Америку...
- Фильм снимался в 2008 году, тогда только набирали обороты ледовые телешоу. Не хотелось поучаствовать?
- Нет! Илюша Авербух меня приглашал, но было непонятно, в качестве кого мне участвовать: да, я мастер спорта, но фигурное катание ушло далеко вперед... И если честно, сейчас на лед уже не тянет.
- Был в вашей актерской биографии и другой экстремальный случай, когда в сериале «Две судьбы» вы в середине проекта меняли Ольгу Понизову. Как она передавала вам свою героиню? Что-то рассказывала?
- Да никак. Мы - однокурсницы, увиделись уже через какое-то время после завершения проекта. И она мне рассказала, почему ушла... И экстрима никакого не было. Во-первых, меня хорошо приняли режиссеры, они очень верили в меня. Во-вторых, мою маму играла Катя Семенова, с которой мы очень много работали в театре. Мне было легко.
- Бывает, наверное, и сложно, и даже страшно. Что в таких случаях себе говорите?
- Страшно бывает всем, даже великим артистам. Страшно начинать новый проект: вдруг не сыграю, не справлюсь, неправильно разберу?.. И это нормальное чувство, потому что, если тебе совсем ничего не страшно, начинаешь думать, что ты великий, и на этом заканчивается твое развитие...
Светлана Марголис
Фото В. Тараканова