"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 27-я: "Эхо"
Моноспектакль для леса и бомбы от Алисы Галиевой
Еще одна дипломная работа из мастерской Алексея Барыкина, на этот раз — 2014 года, снятая Алисой Галиевой при помощи Амира Галиаскарова. То, что кажется медитативным (или самокопательным) кино, в итоге оказывается почти театральной постановкой с проникновенным монологом.
Трудное положение
Галиева окончила с отличием КГУКИ по специальности "режиссура игрового кино". Этот ее фильм, к примеру, получил спецприз университета на VI Казанском международном фестивале любительского, молодежного и детского кино. Фильм она сняла за полтора месяца, начиная с момента подготовки и кастинга. Действие происходит, кстати, в поселке Северном.
Бюджета у Галиевой нет, актеры играли бесплатно, реквизит куплен на личные средства, оборудование взято из вуза. Интересно, что однажды в "Мире" фильм показывали как часть киноальманаха "Татарстанские шорты. Черный квадрат. 2017". Кроме "Эха", там были "Солнечный ветер" (Амир Галиаскаров), "Раскол" (Ксения Коломойцева) и "Пневмония" (Михаил Волегов).Фильм начинается с записи песни "Ну что тебе сказать про Сахалин?", которую поэт Михаил Танич и композитор Ян Френкель написали, когда съездили на остров на 40-летие местной комсомольской организации. В фильме ее поет Юрий Визбор. Оказывается, она звучит еще в одной короткометражке — эпизоде "Трудное положение" киножурнала "Фитиль" за 1971 год.
По грибы
Актер Ирек Галлямов в 2005 году окончил Казанское театральное училище, через два года съемок у Галиевой он переедет в Киров, в местный ТЮЗ, который называется "Театр на Спасской" — играть Чудище, Кузнечика и Табаки. Здесь же он ссорится в очередной раз с женой (Ирина Макарова, с 2014 года актриса московского театра Et Cetera), хватает дырявую корзинку и уходит в лес за грибами.
Герой Галлямова в лесу наступает ногой на мину, так что следующие минуты, значительную часть фильма, он ждет помощи. Есть подножный корм, у него немеет нога, он ругается и поет "Белые розы", которые умирают "на белом холодном окне". В конце пишет на телефон адрес и наговаривает прощальное сообщение жене. А дальше — дело Марата Галиаскарова, пиротехника.
Оператором, композитором, соавтором сценария фильма стал Амир Галиаскаров, как режиссер, работавший, к примеру, на картинах "Мулла" и "Волчий яр", на незаконченном проекте "Сафа и Саджида". На последнем мусульманском кинофестивале он выиграл на питчинге со сценарием "Алюминиевая лихорадка" — о подростках, крадущих цветной металл из садового общества.
Сейчас Алиса Галиева больше известна как художник. В частности, она занималась декорациями, костюмами, реквизитом и другими элементами визуального оформления на самом громком татарстанском фильме 2022 года — "Микулае" Ильшата Рахимбая с Виктором Сухоруковым в главной роли.