Омские журналисты обнаружили "Тарскую культурную аномалию"
Съёмочная группа отправилась на север Омской области в поисках объяснения местного феномена - как жить и творить в маленьком городе, чтобы о тебе говорили по всей стране. Телеканал "Продвижение" в Омске представляет премьеру документального фильма "Тарская культурная аномалия" (16+). Ленту снимали в течение полугода в Таре, героями фильма стали родившиеся здесь художники, музыканты, актёры. Они рассуждают о том, почему в провинциальном городке появляется так много талантов, усиливающих современную культуру Сибири, и почему они не уезжают, имея для этого все возможности. - Термин "культурная аномалия" был введён в научный оборот примерно пять лет назад, и можно сказать, что сегодня он стал общеупотребимым, причём не только в рамках культурологического, философского и общественного дискурсов, - рассказывает продюсер телеканала "Продвижение" Сергей Деменский. - Суть этого явления, на которое обратили внимание учёные, - это концентрация творчески одаренных людей на небольших, как правило, периферийных территориях. В качестве примеров можно сходу привести Переславль-Залесский (Ярославская область), Плёс (Ивановская область), Тотьма (небольшой городок в Вологодской области). Культурную аномалию можно найти в Кургане, Нижнем Тагиле. В Омской области - это, безусловно, Тара. Причём, интерес представляет то, что этот старейший в регионе город не затягивает в себя кого-то извне, а в хорошем смысле не отпускает своих. Коренные жители этого города, которые там родились, выросли, живут - именно они занимаются творчеством и из этой - родной для них географической точки - вносят свой вклад в современную российскую и (без преувеличения) мировую культуру. Мы своим фильмом пытались описать их будничную жизнь, зафиксировать настроение в текущем моменте. Тарские самородки известны далеко за пределами Омской области, однако даже авторы фильма поначалу не предполагали, как глубоко копнут. - Изначально я думал, что не существует никакой тарской культурной аномалии, - признаётся режиссёр фильма Андрей Горячкин. - Но с каждым заездом в Тару я всё активнее начинал убеждаться в обратном. И так в течении года Тарский феномен раскрывал сам себя у нас на глазах. Больше ничего не скажу. А обо всём, что следует знать о Таре, её творцах, актёрах, художниках, писателях, музыкантах, о том, почему они никуда не едут, раз такие талантливые, и о тарской культуре в целом смотрите в нашем фильме. Те герои, кто Тару покинул, всё равно возвращаются в неё с новыми идеями и смыслами. Например, этим летом удалось провести фестиваль "Тарская крепость" , ещё до пандемии придуманный уроженцами города - музыкантами группы "25/17". Андрей Позднухов (Бледный) в фильме рассказывает, какой отпечаток оставил город и чем Тара помогает ему сейчас . Уникально для российского документально кино то, что музыканты разрешили использовать в фильме свой саундтрек - фрагменты песен "Подорожник" и "Колобок". В съёмках приняли участие художники арт-объединения "Сугроб", актёры Северного драматического театра им. М.А. Ульянова, члены литературно-поэтического клуба "Вечера на Александровской", музыканты. Некоторые герои признают, что работают в условиях некоторого вакуума и ограниченности, но считают это не препятствием, а путём и импульсом развития. "Если смотреть нечего, надо самому что-то придумывать и показывать", - говорит в фильме художник Иван Шатов. - Возможно, дело в том, что культура мегаполиса обязывает тебя к погоне за "актуальностью" и особому академизму, что на самом деле жёстко ограничивает рамки творчества, - рассуждает Сергей Деменский. - Суть и сила Тарской культурной аномалии заключается в свободной от шаблонного давления реальности, которая в ближайшем будущем, на мой взгляд, и будет определять основные художественные тренды в мире- Для меня всё началось со знакомства с работами Дениса Русакова, с его невероятным чувством зелёного цвета. Кстати, после его персональных выставок в Москве и Санкт-Петербурге критики пытались втиснуть его творчество в рамки определённых устоявшихся культурных схем, например, в жанр "магического реализма". Но дело в том, что творчество ребят из "Сугроба" живёт вне этих концептуальных определений. Они, безусловно, узнаваемы, и влияют друг на друга, но это что-то, что сегодня не укладывается в академические рамки и расширяет горизонты восприятия. Может, потому, что как говорит один из героев нашего фильма, "Тара - это место, где можно заглянуть за горизонт". Телепремьера фильма "Тарская культурная аномалия" состоялась 31 октября, а с сегодняшнего дня лента доступна на Youtube. Съёмочная группа также планирует провести презентацию документалки на одной из омских площадок.