«Стрит-арт начали запрещать из-за рекламы». Почему картины уличных художников не задерживаются на стенах домов Москвы
Коммунальные службы в Москве закрашивают и нелегальные граффити, и согласованные росписи фасадов, созданные на фестивалях уличного искусства художниками со всемирно известными именами. В городе до сих пор не существует механизма, который позволил бы сохранять лучшие из этих работ. Почему так происходит, и как рывками, от фестиваля к фестивалю, развивалось уличное искусство в столице, «Мосленте» рассказал художественный руководитель проходящего в Москве смотра современного искусства «Здесь и Сейчас», автор книги «Искусство и город» Игорь Поносов.
Полезная бактерия
Что касается нелегального, несогласованного искусства граффити, стрит-арта, этого вообще в Москве нет. Все безжалостно закрашивается и уничтожается.
Тоже самое произошло с большинством легально созданных работ фестиваля 2014 года «Лучший город Земли», в ходе которого приглашенные российские и иностранные художники со всемирно известными именами расписали более ста фасадов домов в Москве. У нас вообще нет культуры сопровождения таких работ. И этот вопрос нужно поднимать.
Нужна некая художественная комиссия, выработанные механизмы, которые позволили бы сохранять эти граффити, росписи и муралы. Чтобы не было такого зачищения города.
Ведь граффити и уличное искусство - это как полезная бактерия. И если ее нет в желудке города, то возникает дисбаланс.
Граффити и фестивали 1990-х
Уличное искусство начало появляться у нас с граффити. По сути своей это субкультура, написание своего имени, выдуманного ник-нейма. Граффити начало проникать к нам в конце 1980-х — начале 1990-х, одновременно с брейк-дансом, появлением рокеров и люберов. В котле, в котором варилось множество неформальных молодежных движений, у нас появилась и граффити-субкультура.
В 1990-х в Москве начали проводиться молодежные фестивали нового формата. Один из культовых, «Nescafe — чистая энергия», проходил зимой в Крылатском, и его организацией занимался пионер граффити Олег Баскет. Сам он из Петербурга, но перебрался в Москву и оказал ощутимое влияние на развитие этого движения в столице. Кроме участников фестиваля, которые рисовали свои работы на листах оргалита, там был диджей, играл хип-хоп, райдеры катались на сноубордах.
Другой большой хип-хоп фестиваль конца 1990-х, начала 2000-х, «Snickers урбания» проходил летом. Туда входили экстремальные виды спорта, на площадках звучал рэп. Граффити и здесь наносились на оргалит: нарисовали, потом разобрали и уничтожили эти временные конструкции. Все это происходило в стиле такого шоу.
Существовали, конечно, и смежные практики, которые тоже можно отнести к уличному искусству. Концептуальные художники проводили свои радикальные и не очень радикальные акции на разных городских площадках, включая Красную площадь.
Основной костяк художников, создающих сегодня московское уличное искусство, вышел все-таки из граффити-движения. Потому что это люди, не единоразово выходившие на улицу, чтобы что-то сделать, а постоянно там пребывавшие.
По сути, они пропускали через себя город, перепроживали его и выдавали работы. В 1990-х и начале нулевых это были в основном несогласованные, неформальные вещи.
Первый московский фестиваль паблик-арта
В 2008 году в Москве прошел один из первых фестивалей уличного искусства, которое называется не стрит-артом, а паблик-артом и создается согласованно с площадкой, с администрацией города, имеет спонсоров. Назывался он «Роза мира» и был международным. На нем практикующим уличным художникам, которые до этого рисовали нелегально, предоставили возможность расписать 12 фасадов в городе.
«Люди не должны видеть серое дно». Что мешает украсить российские города современным художникам?
Это были монументальные масштабные полотна размером в пятиэтажный дом. Создавались они в районе метро Бабушкинская, и на некоторые из них до сих пор можно посмотреть.
Тогда «Роза мира» стала первой попыткой провести фестиваль уличного искусства, наиболее близкий к тому, что происходит сегодня на «Здесь и сейчас». Продолжения эта попытка не получила.
Многие годы ничего подобного в Москве не делали. Наверное потому, что это трудно было согласовать, не было законодательных механизмов. Вероятно, существовали какие-то преграды, так что несколько лет после «Розы мира» ничего такого в столице не происходило.
«Лучший город Земли»
В 2013-2014 прошел один из наиболее масштабных фестивалей уличного искусства за всю историю Москвы. Назывался он «Лучший город Земли». Департамент культуры возглавлял тогда Сергей Капков, который и инициировал этот фестиваль.
За один весенне-летний сезон было расписано порядка 140 различных поверхностей в Москве.
Опять были привлечены художники, до этого участвовавшие в городских фестивалях, им снова была дана возможность создавать согласованные работы.
Так что в Москве эпизодически возникали программы по внедрению искусства в городскую ткань. Но к этому не было выработано никакого комплексного решения и подхода. И с точки зрения законодательной базы есть определенные недочеты, с которыми столкнулись чиновники и кураторы, которые хотели продолжать инициативу «Лучшего города Земли».
«Нафига вы это делаете?»: кто и зачем превратил здание Москвы в рояль
Недочеты заключались в том, что когда в 2014 году было расписано такое количество поверхностей, рекламодатели поняли, что под видом искусства можно внедрять рекламу. Они начали эту лазейку использовать, и всячески продвигали таким образом свои рекламные сообщения. Поначалу у них это даже получалось, что вызвало общественное возмущение, после чего законодательно было запрещено создавать работы на поверхностях Москвы.
То есть, в городе стало еще сложнее создавать и продвигать уличное искусство, возникли дополнительные преграды. Более того, закрасили созданное в 2014 году, практически все те работы оказались уничтоженными.
Смотр современного искусства «Здесь и сейчас»
Так что контекст в Москве достаточно сложный, здесь тяжело согласовать и представить в городской ткани произведение искусства. Именно поэтому к паблик-арту тут долгое время не было никаких комплексных подходов.
Но в 2018-м появилась инициатива от Департамента культуры, которая оформилась в проект «Здесь и сейчас». По сути это ежегодный смотр, московская сцена современного искусства, которая показывает его срез.
«Здесь и сейчас» проходит уже четвертый год, и первые два года этот смотр проводился в формате масштабной выставки в Манеже. Уже в прошлом году в его рамках были первые после 2014 года попытки выйти в городское пространство, представляя там художественные объекты и произведения.
В этом году мы продолжаем эту линию, миссию продвижения современного искусства через городское пространство. Правда, есть и некоторые изменения — мы акцентируем внимание на скульптурах, объектах и инсталляциях. Потому что считаем, что это представляет зрителям возможность более тесного взаимодействия с произведениями.
Кроме того, мы децентрализируем наше воздействие на город. То есть, стараемся размещать объекты за территорией Садового кольца, Третьего кольца, на окраинах. Мы работаем с современными культурными центрами, чтобы создать новые точки притяжения на культурной карте Москвы.
Художники, начинавшие в нулевые
В этом году в «Здесь и Сейчас» задействованы авторы, работы которых и раньше можно было видеть в Москве. Художники, которые начинали на улицах в 1990-е и нулевые, наиболее ценны сегодня. У них есть свой взгляд на город, техника, подход. Они могут работать с контекстом более чутко и глубоко.
Несколько художников проявляли себя практически во всех фестивалях 1990-х и нулевых, о которых шла речь. Это, например, Дима Аске. В этом году в рамках «Здесь и сейчас» он создает работу на территории культурного центра «Зодчие», который находится на Западе Москвы, в районе Кунцево. Его работы, наверное, наиболее востребованы в Москве. Одну из них сейчас можно увидеть на здании Новой Третьяковки, другую — внутри Ленинградского железнодорожного вокзала.
Медиахудожник Виктор Поляков работает со звуком и светом. В Москве он делал проекты с Третьяковкой, Пушкинским Музеем и Центром Современного Искусства Винзавод. Сейчас он создает работу для культурного центра «Салют».
На прошлой неделе мы открыли работу «Алфавитяне» художницы Диана Воуба в культурном центре «ЗИЛ». Там же, в рамках «Здесь и сейчас», мы спецпроектом открыли ее персональную выставку, которая больше рассказывает о методе художника и о том, что предшествовало этой скульптурной инсталляции.
Звуковой художник Сергей Филатов создает работу «Всеобъемлемость» в культурном центре «Онежский» на северо-западе Москвы. Пропуская через себя звуки окружающего пространства, его инсталляция будет трансформировать местный аудиоландшафт. Оказавшись внутри работы, человек сможет совершенно по-новому раскрыть для себя звуковые поля, которые окружают его в повседневной жизни.
Одновременно с этим большая персональная выставка Сергея Филатова проходит сейчас в Московском музее современного искусства.
Другой участник «Здесь и сейчас» - Леонид Тишков, признанный мастер, художник с Урала. В Москве он живет уже очень давно, его работы можно увидеть в парке Малевич и на набережной возле Парка Горького. В рамках «Здесь и сейчас» он делает работу «Лестница на Луну» для культурного центра «Москворечье» на Каширском шоссе. Леонид говорит, что эта работа — посвящение всем мечтателям и романтикам. При взгляде на инсталляцию, установленную на крыше КЦ, будет казаться, что до неба рукой подать.
Подробнее о смотре современного искусства «Здесь и сейчас», его объектах и площадках можно узнать на его официальной странице.