Сергей Никоненко: «Люблю парк у Дворца пионеров на Воробьёвых горах»

На улице Косыгина есть легендарное место – Московский дворец пионеров. Воспитанников этого детского учреждения знает вся страна. Это Наталья Гундарева, Александр Пашутин, оперная прима Тамара Синявская, Ольга Кабо, Виктория Толстоганова и др. Знаменитый артист и режиссёр Сергей Никоненко рассказал нашему корреспонденту о роли, которую сыграл в его жизни главный дом пионеров СССР, и о своих великих современниках.

Сергей Никоненко: «Люблю парк у Дворца пионеров на Воробьёвых горах»
© Вестник района Гагаринский

«КУДА ЗАВЕЛА БЫ КРИВАЯ»

– Сергей Петрович, а как вы попали во Дворец пионеров?

– Меня туда привела моя первая любовь. И я мгновенно увлёкся занятиями, записавшись в Театр юного москвича при Московском дворце пионеров. Я везунчик, что оказался в детстве в таком прекрасном месте. Иначе непонятно, куда могла вывести кривая, ведь некоторые мои ровесники пошли по скользкой дорожке. А в моей жизни была истинная школа роста. Всё, что есть во мне хорошего, заложено было именно в ТЮМе. Это было такое счастливое время! В нашей студии были потрясающие педагоги, настоящие энтузиасты своего дела. И вообще я считаю, что пионерия была замечательной организацией, как и многое в СССР.

– Когда вы стали знаменитым, посещали Дворец пионеров на улице Косыгина?

– Много раз. Это такие наши встречи-беседы с ребятами, которые занимаются в Театре юного москвича при Московском дворце пионеров. К счастью, заветы все сохранены – там по-прежнему работают педагоги, посвящающие всех себя обучению детей.

«ДАДИМ ВЫСОЦКОМУ ЗАРАБОТАТЬ»

– Вы дружили со знаменитым жителем юго-запада Владимиром Высоцким. Сын артиста Никита Высоцкий рассказывал нашему изданию: «Мой отец жил на улице Шверника, д. 11, корп. 4, в квартире его матери, моей бабушки Нины Максимовны. Тогда это были Черёмушки, а теперь Академический район. Они туда переехали из коммуналки в 1961 году. Это было великое счастье – иметь своё собственное жильё». Как произошло ваше знакомство с Высоцким?

Мы познакомились с Володей как раз в 1961 году, когда он переехал в ЮЗАО. Тогда его ещё никто не знал. Знакомство наше произошло в Севастополе, где Высоцкий играл в фильме «Увольнение на берег» – его туда по блату устроил друг по Большому Каретному переулку Левон Кочарян. Левон там работал вторым режиссёром и сказал: «Надо дать Володе заработать хоть каких-то денег». Высоцкий много раз бывал у меня в гостях. Володя дружил с актёром Игорем Пушкарёвым. Игорь жил рядом со мной – я на улице Сивцев Вражек, 44. А у Пушкарёва – д. 42. Как только у них водка заканчивалась, они сразу ко мне приходили. (Смеётся.)

ДОСЬЕ

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Сергей Никоненко – советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист; народный артист РСФСР. Лауреат премии Ленинского комсомола. • Родился 16 апреля 1941 года. Сыграл свыше 200 работ в фильмах и сериалах. Режиссёр фильмов «Целуются зори», «Цыганское счастье», «А поутру они проснулись» и др.

«Я БЫЛ СОБАЧЬЕЙ КОСТЬЮ»

– Есть картина «Красная площадь» Василия Ордынского, где вы играете матроса Володю Кольцова. Говорят, роль предназначалась для Высоцкого. Как так вышло?

– Матроса неслучайно назвали по сюжету Володей – роль писалась на Владимира Высоцкого. Но тогда худсовету и редакционной коллегии надо было представить ещё несколько актёров, которых режиссёр мог бы в теории снимать. Хотя всё было предопределено.

– А для чего было нагонять тогда столько туману?

– Ну как! Чтобы редколлегия сидела и обсуждала: «Этот артист лучше. А этот – хуже». Режиссёр сказал: «Нужно вызвать для проб Высоцкого и ещё каких-нибудь артистов. Пусть пообсуждают, а утвердим Высоцкого». Мы, актёры, приглашённые для вида, назывались «собачьей костью». Но в результате Ордынский выбрал меня! Кстати, ещё «собачьей костью» режиссёры тогда называли ненужные для картины кадры. Например, в фильме были важные сцены, которые могли вызвать вопросы у начальников кино. Чтобы их сберечь, снималось несколько провокационных эпизодов. И тогда режиссёру высказывала приёмная комиссия: «Ну это уже совсем ни в какие ворота не лезет! У вас героиня с обнажённой грудью. Вы что, с ума сошли? Это же аморально!» И режиссёр отвечал: «Ладно, выброшу». Убирал «собачью кость», в результате сохраняя важные сцены. Режиссёры тогда боролись за свои картины. И получалось в итоге настоящее кино, которому веришь.

– А нынешним актёрам верите?

– На нынешних молодых кинематографистов я тоже надеюсь – иначе бы не приезжал на кинофестивали и не возглавлял бы жюри. Например, я недавно был в Волгограде на кинофестивале. Город этот очень важен для меня. В картине «Сталинград» великого Озерова я играл генерала Александра Ильича Родимцева, командира 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Мой родной дядя воевал под его началом. Вот такие люди – это настоящие патриоты. Они бы ни при каких обстоятельствах не уехали из родной страны. А те актёры, которые уехали в последний год из России, они для меня гнилушки. Иначе и не скажешь. Россия-то без них проживёт. А вот они Россию потеряли навсегда. Что касается Чулпан Хаматовой, я видел её ещё в дипломном спектакле. Более того, мы вместе играли в первом её фильме у прекрасного режиссёра Вадима Абдрашитова. Способная девочка. А то, что уехала… Немного закачало – и тут же рассыпалась. Ну, Бог с ней. Вернее, чёрт с ней. Второе всё-таки вернее.

Сергей Никоненко время от времени встречается с ребятами, занимающимися в родном ему Дворце пионеров. Фото: из архива Московского дворца пионеров

– Но вернёмся к Высоцкому, жившему на юго-западе. Он, кстати, не обиделся, что вы «увели» у него роль?

– Да он вообще никак не реагировал, у него в то время была масса работы! В 1969 году его имя гремело, он был уже всем известный артист и знаменитый бард.

«МЕСТО С ОСОБОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ»

– С кем ещё из легенд нашего кинематографа вы дружили?

– Со знаменитым советским кинооператором Сергеем Урусевским, снявшим легендарные фильмы, которые изучают студенты киноинститутов всего мира. Он мне рассказывал, как вернулся с Каннского фестиваля, где показывали «Летят журавли». Пабло Пикассо там так восхитился его операторским искусством, что подарил Урусевскому три свои картины. Сергей Петрович приехал в СССР и говорит: «Вы знаете, у Пикассо коммунистические настроения! Давайте я сниму фильм с ним!» Ему поверили, выделили средства. И Урусевский действительно снял ленту с Пикассо, после которой художник подарил ему ещё две картины, приглашал в гости. Я был у Урусевского дома, видел эти произведения. Это несколько миллионов долларов! Ещё мы были в прекрасных отношениях с заслуженным артистом РСФСР Николаем Рыбниковым, которого все знают по фильмам «Весна на Заречной улице», «Девчата» и др. Помню, мы ездили выступать на Мамаев курган в День Победы, и легендарный актёр признался, что прообразом Родиныматери была его первая любовь. Рыбников долго стоял, курил и смотрел на скульптуру Родины-матери. Потом говорит: «Настя». Я: «Что, Николай Николаевич?» – «Это Настя». А я всё не пойму, какая такая Настя?

– И кто же она была?

– Рыбников объяснил, что он с этой девчонкой гулял в своё время, встречался. Я потом читал воспоминания скульптора Вучетича. И выяснилось, что и вправду ему позировала Настя – Анастасия Пешкова!

– И последний вопрос. Какие места в ЮЗАО выберете для прогулок с семьёй?

– Я очень люблю парк около Дворца пионеров на Воробьёвых горах. Это место с особенной энергетикой, с историей.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

О ЛИЧНОМ

ПЕРВУЮ ЖЕНУ ВСТРЕТИЛ В ЛАГЕРЕ

Актёр и режиссёр был женат трижды. Первой женой Сергея Никоненко стала в 1964 году Ирина Мельникова, в которую он был влюблён уже 10 лет. В 13 лет отец отправил Сергея в пионерский лагерь, там парень влюбился в участницу хореографического кружка Иру. Никоненко тоже стал ходить на занятия, чтобы чаще видеться с девочкой. Вернувшись из лагеря в Москву, Сергей вместе с Ирой стал заниматься в драматическом кружке и в студии художественного слова Московского дворца пионеров. По признанию артиста, если бы не его первая любовь, он никогда бы не стал поступать во ВГИК. Сама Мельникова на актёрский не пошла, закончила филологический факультет. Прожив в браке два года, молодые оформили развод. В 1967 года в Ялте Никоненко познакомился с 19-летней одесситкой Женей, когда снимался в картине Никиты Михалкова «А я уезжаю домой».

Курортный роман перетёк в ежедневные письма друг другу. Спустя год Никоненко приехал к родителям девушки и попросил её руки. В 1968 году Сергей и Евгения расписались в одесском ЗАГСе и улетели в столицу. Однако молодой жене не нравилось жить в коммуналке, она уезжала в Одессу, они несколько раз расходились и сходились. В 1970 году подали на развод.

«ДОЖДИСЬ КАТЮ»

В начале 1970-х годов Сергей Никоненко снова учился во ВГИКе, уже на режиссёрском факультете. В институте он встретился с будущей актрисой Екатериной Ворониной из семьи старообрядцев. Целый год он добивался взаимности. Когда впервые поцеловал Екатерину, девушка спросила в лоб: «И что дальше?» В июле 1972 года они поженились, в 1973 году родился сын Никанор. В одной телепередаче Никоненко задали вопрос, что бы он посоветовал себе, юному, если бы выдалась такая возможность. «Пожалуйста, не связывайся ни с кем, потерпи, дождись Катю», – сказал знаменитый актёр и режиссёр. Своего сына Никоненко снял в эпизодических ролях в картинах «Трын-трава», «Целуются зори», «Цыганское счастье». В 18 лет Никанор вместе с отцом снялся в комедии «Агенты КГБ тоже влюбляются».

В этом году у Сергея и его жены Екатерины 50 лет совместной жизни. Фото: photoxpress

В 2008 году в семье Никанора родился любимый внук Сергея Никоненко – Пётр. Через полгода после рождения сына у невестки актёра Веры обнаружили рак головного мозга. Спустя 4 года отчаянной борьбы с болезнью женщины не стало. Чтобы помочь сыну справиться с горем, Сергей Никоненко с супругой взяли на себя воспитание внука. Сейчас Никанор состоит во втором браке, в котором родились две дочери. Сергей Никоненко в шутку называет внуков Петром Первым, Екатериной Второй и царицей Елизаветой.

«УВИДЕЛ КРАСАВИЦ – И ЭНЕРГИЯ ПОШЛА»

«Что даёт мне силы и радует в жизни, спрашиваете? Моя семья, – признался во время интервью Сергей Никоненко. – Жена, сын, внук, внучки. Катенька хорошо научилась рисовать. Лиза тоже умница. Особенно горжусь внуком. Ни я, ни жена Катя не умные. А Петя – ну такой молодец! Он в 4 года хотел быть геологом. В 10 сказал: «Я химик». Ещё, конечно, Зритель. Больше половины зала всегда – красивые женщины. Увидел – и всё, уже энергия пошла. Цветы, музыка, встречи с талантливыми людьми – это обнадёживает, всегда радует».