5 случаев, когда Аллу Пугачеву поймали на плагиате
Аллу Борисовну пять раз ловили на воровстве песен. Наш следователь по особо опасным плагиатам разберет эти случаи и объяснит, почему певица еще на свободе.
Алла Пугачева — это не только миллион рыжих волос, но почти 500 песен репертуара. То, что ее всего пять раз поймали на воровстве, — нормальная результативность. Мы знаем артистов, которые за всю жизнь написали одну песню, да и ту стащили.
«Я летала», 2017 год
В ночь на 2018 год Алла Борисовна выступила с новой песней в передаче с опасным названием «Голубой огонек» (пора ее переименовать, мы считаем). Вещь называлась «Я летала» и замышлялась как хит если не на все времена, то на весь 2018-й. Уже утром 1 января Интернет бурлил: поэт-песенник Александр Вулых заявил, что «Я летала» — копия его композиции «Придуманная любовь», которую он сочинил для Игоря Саруханова в 2009 году.
Сходство очевидное, хотя сам мотив примитивнее некуда, такое воровать необязательно, на коленке можно сочинить за десять минут. Пугачева похожесть признала, а Олег Влади (человек, написавший для нее «Я летала») извинился и заявил, что никогда раньше не слышал никакой «Придуманной любви». Скандал замяли, осадочек остался, а хит приземлился, не успев взлететь.
«Бессонница», 1994 год
Музыка Аллы Пугачевой, слова Леонида Дербенева, хотя нас тут, конечно, волнуют совсем не слова, а вступительный проигрыш с припевом. Общественность считает, что Алла позаимствовала мотивчик у какого-то древнего ливерпульского ансамбля под названием The Beatles. Из песни 1966 года Eleanor Rigby.
Родство и в самом деле наблюдается невооруженным ухом. Хотя вряд ли его можно назвать криминальным — совпадают только первые такты мотива, дальше шансон Пугачевой развивается своим путем. Судам такие совпадения неинтересны, они разбирают случаи более наглого воровства.
«Папа купил автомобиль», 1979 год
Песню Пугачева написала для ныне забытого детского фильма «Звездное лето», затем она вошла в альбом «Поднимись над суетой!». Автором музыки указана сама Алла Борисовна, однако некоторые слушатели начали нервничать — что-то им все это напоминало.
Разгадка нашлась в альбоме все той же ливерпульской группы The Beatles 1967 года в композиции When I'm Sixty Four. Самый смак в том, что совпадает не просто кусок мелодии, но даже стиль песни — этакий залихватский английский мюзик-холл. Нынче подобные выкрутасы зовут не плагиатом, а оммажем (посвящением). Ну, как у модного певца Бека имеется клон песни Сержа Генсбура Melody. Очень уважительный клон!
Такие отмазки прокатывают, если автор сразу честно заявляет, кому посвящена песня. Пугачева ничего такого не говорила, впрочем, и не смогла бы: то был брежневский Советский Союз, где The Beatles пребывали под государственным запретом. В общем, сложный случай, без инквизиции не разобраться.
«Любовь, похожая на сон», 1994 год
Игорь Крутой написал этот шлягер для Аллы Пугачевой на стихи Валерии Горбачевой. И поступил некрасиво, ибо схожесть мотива с мелодией берлинского композитора Манфреда Шмитца «Андреа» столь очевидна, что хоть уши затыкай.
Само собой, можно попытаться оправдать Игоря Крутого, дескать, он понятия не имел, что за Шмитц такой — это же не The Beatles какие-нибудь. К сожалению, этот аргумент защиты суд не примет: мелодия Шмитца постоянно играла на советском телевидении во время сеансов целителя Анатолия Кашпировского. То есть Крутой ее слышал с вероятностью 100%. Можно сказать, что от клептомании сеансы Кашпировского совсем не помогали.
«Миллион алых роз», 1982 год
В 2016 году русский Интернет бурно обсуждал археологическую находку. Кто-то раскопал трек неведомой иранской певицы Гугуш 1969 года, который тютелька в тютельку совпадал с пугачевским шлягером про миллион алых роз.
Инцидент шокирующий, спору нет. Все равно что узнать, будто Толстой списал «Войну и мир» у Омара Хайяма. Однако тут Алла Пугачева и ее маэстро Раймонд Паулс оказались чисты. Расследование показало, что скандальное видео отчасти фейк. Гугуш и в самом деле исполняла «Миллион алых роз» на языке фарси, да только дело было уже в 1980-е годы. Тогда пугачевскую песню кто только ни перепевал, даже финны отметились. Вердикт: невиновна.