"Можно Баха сыграть, можно джаз". Александр Румянцев о музыке
Пианист Александр Румянцев рассказал "Омск Здесь" о возможностях фортепиано и о том, какими качествами должен обладать музыкант. Фортепианная музыка всегда поражает своей тонкостью и в то же время мощностью. Она будто задевает особые струны человеческой души. В День пианиста, 8 ноября, мы пообщались с пианистом, концертмейстером, музыкальным руководителем, артистом оркестра, звукорежиссёром, аранжировщиком, руководителем и участник дуэта FONOTEKA Александром Румянцевым об особенностях музыкального инструмента, качествах, которые должны быть у пианиста, и секрете хорошей репетиции. - В одежде я предпочитаю, скорее, повседневный стиль. Но это не всегда сочетаемо с тем, чем я занимаюсь. На сцене исполняется музыка определённого жанра, поэтому внешний вид артистов не должен контрастировать с ней. Каждое произведение должно соответствовать месту и времени, в котором оно звучит, поэтому важна и визуальная составляющая. К тому же то, как видит нас зритель, - это то, что позволяет произвести правильное впечатление и создает нужную атмосферу. - Александр, в чём шарм, особенность, фортепиано? - Во-первых, любую музыку можно сыграть на рояле, поэтому, собственно, он и называется Royal - королевский. Этот инструмент, несмотря на богатство красок, имеет нейтральный тембр. У него нет ярко выраженных звуков, как у трубы, поэтому фортепианную музыку можно слушать долго, она не станет раздражать. Это инструмент, у которого доступен весь диапазон нот. Достаточно просто подойти к нему и нажать необходимую клавишу. Для сравнения, например, при работе с духовыми инструментами требуется время, чтобы научиться просто издавать звук. Для меня лично это инструмент, которому я отдал большую часть своей жизни и с которым я, как мне кажется, немного умею обращаться, не считая того, что могу взять пару аккордов на гитаре, например. - Сколько лет вы уже за инструментом? - Ух, это нужно считать (улыбается) . С 7 лет, это... 32 года. - Как вы впервые оказались за фортепиано? - Очень легко! Инструмент, на котором в детстве занималась моя мать, стоял у бабушки. Мной тогда ничего не двигало, только родители (улыбается) . Как рассказывает мама, в детстве на даче песни, которые крутили по радио, я пел в шланг на радость всех соседей по дачному участку. Меня сначала отдали на хоровое отделение школы искусств, а когда голос сломался, я больше сконцентрировался на игре. - Желания бросить не было? - Расскажу такую историю. Я как-то пришёл с музыкальной школы и сказал родителям: "Мне и в обычную школу ходить, и ещё в музыкальную школу?". Тогда мы договорились так: я тогда я любил склеивать масштабные модельки самолётиков, и мне сказали, что если я буду ходить в музыкальную школу, то мне будут их покупать. Так прошёл учебный год, в конце которого был отчётный концерт, на котором я играл пьесу. Я помню, как вышел на сцену, увидел рампу света, чёрный рояль, космическую темноту зала, а после того как сыграл - услышал аплодисменты. Это было как в тумане - очень волнительно, но мне понравилось! Так понравилось, что с этого момента, по словам родителей, меня вообще не нужно было проверять, я сам ходил и занимался. В старших классах меня позвали в ансамбль Дома творчества, и тут у меня появляются новые друзья по интересам, они меня снабжают кассетами и дисками. Игра в ансамбле предполагает, что клавишник играет без нот, умеет подобрать (снять) партии, импровизировать (играть соло), а главное - там были синтезаторы ещё из СССР "Юность", "Маэстро", "Электроника". В сравнении с пианино и пьесами по нотам это новые звуки, тембры, кнопочки - это было очень интересно! Как будто открылась совершенно другая вселенная, новый мир. Тогда и началось время, когда я по аудиозаписям начал подбирать мелодии, чем занимаюсь и сегодня. Это развивало слух, кругозор, а сама музыка стала не просто чёрно-белой (задумчиво провёл рукой по клавишам) . Как мне рассказывают западные коллеги, и там у музыкантов, которые играют на электронных музыкальных инструментах, есть проблемы. Есть пианисты, которые живут в мире чёрно-белых клавиш. Синтезаторы или клавиши (как мы их называем) обладают огромными возможностями, поэтому тебе приходится быть не только пианистом, но и аранжировщиком, понимать основы инструментовки и быть звукорежиссёром. Нужно понимать особенности струнных или духовых инструментов, когда играешь их партию, и учитывать всё это. Многое приходится изучать и понимать самому, слушая и анализируя музыку, и пытаться повторить то, как "они" это делают. Самообразование и интерес к этому здесь важнее всего. - Какой позиции придерживаетесь вы: важны ли дипломы пианисту? - Когда мне предложили работу на круизном лайнере, я спросил, нужны ли им какие-то переводы дипломов об образовании. На это мне ответили, что единственным показателем уровня является то, как играет музыкант здесь и сейчас. Дипломы и заслуги это хорошо, но они ни о чём не говорят, если нет результата на сцене. Я благодарен своим педагогам, я постарался взять всё, что они мне дали! Но, задача педагога - это прежде всего научить видеть и слышать красоту, показать путь туда, где-то провести ученика, но идти всё равно придётся самому. А были моменты, когда мне говорили: "Здесь тебе нужно ещё поискать, поищи…". Наверное, как и в любой сфере деятельности, само наличие диплома ни о чём не говорит. Музыкант постоянно занимается, понимает, что делает, слушает, думает и работает над техникой, и он готов к репетиции и к концерту - вот, что важно. А сколько у него корок и дипломов, абсолютно неважно, но в рамочку повесить можно, да (улыбается) . - Пианист: жизнь или профессия? - В первую очередь, конечно, профессия. Как говорит мой товарищ: "Я музыкант, поэтому музыку с детства не люблю". Иногда, смотря своё расписание, я, мягко скажем, в шоке. Бесконечные репетиции, концерты, занятия, но, всё равно это работа моей мечты. Ты занимаешься делом, которое тебе нравится, которым ты живёшь и которое приносит моральное удовлетворение, а также творческую и профессиональную реализацию. Я знаю, что другой работой заниматься просто не смогу. Поэтому назвать это только профессией невозможно, это не деятельность с 9 до 17. Ты думаешь по-другому, ты даже просто музыку слушаешь по-другому. Анализируешь, что там кто играет, каким звуком, каким штрихом. Слух работает в этот момент, он постоянно работает. Хотя иногда хотелось бы его отключить. Мы, наверное, в таком мире живём, когда личная жизнь и работа начинают смешиваться - удалённый режим, свободный график и постоянная включённость. Граница рабочего времени стирается - мы все работаем всегда и без выходных: концерты в пятницу, субботу, воскресенье - обычное дело. - Зато с утра, наверное, всегда свободны. - Репетиции, занятия и уроки часто с 9 утра начинаются. - Вы преподаёте? - Я работаю концертмейстером в детской школе искусств по классу вокала и являюсь музыкальным руководителем в театре. Педагогика - это трудная задача, и я не рвусь в неё, но, если твой ученик замотивирован, он хочет научиться и, что важно, у него непреодолимое желание постоянно заниматься на инструменте, то твоя работа - это правильно объяснить ему, донести, научить самостоятельности, научиться слушать и слышать своими ушами. Это очень непросто, но, как говорит мой знакомый: "Если уж я начал что-то делать, то я должен закончить с отличным результатом, а иначе незачем было браться". - Сегодняшний день - это время какой музыки? - Понимаете, в формате коктейльного вечера произведение с глубокой драматургией уместным не окажется. Если аудитория пришла на концерт академической музыки, то логично, что они не настроены на популярную музыку. Вообще плохой и хорошей музыки не бывает. Можно и классику сыграть плохо, а можно и эстрадную. Главное - соответствовать стилю, формату и обстановке. Всё должно быть гармонично! - Какую музыку вам особенно нравится исполнять? - Что-то конкретное я бы не выделял. В каждом жанре есть то, что будет близко лично для меня. Когда ты начинаешь предпочитать что-то одно и не видишь другого, не принимаешь новое - твоё развитие останавливается, кругозор перестаёт расширяться, голова перестаёт думать. Это плохо как для музыканта, так и вообще для человека. - Тогда что вам ближе в классике? - Нужно разобраться сначала, что такое классика, потому что и The Beatles сегодня тоже можно назвать классикой. Мой плейлист - это почти всё классика: Гайдн, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Рахманинов, Oscar Peterson, Miles Davis, Bill Evans, The Beatles, The Doors, Pink Floyd, Deep Purple, Metallica и многие другие… Мой папа переписывал с пластинок много разной музыки, в том числе тяжёлой из 70-80-х, и для меня эти записи что-то особенно ценное, это что-то из детства. Я слушаю разную музыку и новое, и то, что уже переслушано миллион раз. - Что-то из этого тоже исполняете? - Время от времени удаётся что-то органично вписать в свой репертуар или для дуэта FONOTEKA. Мы стараемся найти музыку, которая любима и интересна и нам, и нашему слушателю, потому что если тебе самому скучно и неинтересно, то твоим слушателям и подавно. Разная музыка может быть исполнена со вкусом и интересно. - Что-то играете с особой любовью? - На моих выступлениях нет нелюбимых произведений. Чтобы что-то исполнить по-настоящему, нужно это любить. Бывает, что-то в программе звучит чаще и уже приедается, но в момент исполнения всё равно любишь, иначе не прозвучит. А если совсем никак, то лучше заменить на что-то другое. - Сколько длилась ваша самая долгая репетиция или занятие? - Репетиция больше четырёх часов становится малоэффективной - мозг устает. Хотя это всё очень индивидуально. Заниматься с перерывами можно интенсивно. Например, перед поступлением в музыкальное училище им. В. Я. Шебалина за неделю мне нужно было выучить большой объём технического материала (играть гаммы, этюды). Я занимался практически круглосуточно: проснулся, сел за инструмент, поел, снова заниматься, и так до вечера с перерывами, потом спать. С перемотанными руками я пришёл на вступительные экзамены, тогда заведующая фортепианным отделением сказала: "Ты наш". - Назовите три качества, которыми должен обладать хороший пианист? - 1.Техника - нужно заниматься регулярно и с удовольствием. 2. Уши и думающая голова, контролирующая то, что играют руки и слышат уши. 3. Эмоциональный интеллект. Кажется, Рубинштейн говорил, что, слушая молодых музыкантов, которые только и делают, что занимаются, он не понимал о каких чувствах и эмоциях они могут рассказывать своей музыкой, если кроме клавиатуры они ни с кем не общаются и не видят жизнь. Почему музыка вызывает эмоции? Потому что их кто-то в неё вложил. Тогда умение передать, что заложено композитором, особенно важно. - Когда играете, в первую очередь думаете о нотах или о смысле? - Всё зависит от ситуации. Есть то, что "выграно", тогда я уже не замечаю, какие ноты беру, там уже можно и в целом на образе сконцентрироваться. Чаще всего это одновременно и образ, и ноты, и эмоции - и всё под контролем. - Сколько нужно времени, чтобы "выграть" произведение? - Это всегда и у всех по-разному. Произведение должно созреть. - У вас длинные худые пальцы? Есть миф, что без них пианист не пианист. - Это миф. Нет, у меня обычные среднестатистические руки. Рахманинов был очень высокий, и у него были очень длинные пальцы, поэтому остальным сложно бывает играть его музыку. У Шопена рука была не очень большая, но его музыка от этого отнюдь не проще для исполнения. Музыка бывает разная, и обыкновенных человеческих рук достаточно, чтобы играть. Все музыкальные инструменты рассчитаны на обычную человеческую руку. - В мультике "Душа" пианист улетал за земные пределы, когда играл. Как у вас с этим? - Такие выходы обычно заканчиваются тем, что ты выпадаешь из музыки и из текста. На самом деле в 90 % случаев мы обыкновенные музыканты. Мы думаем о балансе, нотах, ритме и о том, что будет дальше. А высокие сферы случаются с произведениями, которые уже много лет с тобой и становятся частью тебя. Это редкость - полный отрыв от реальности. Это, скорее, художественное преувеличение. - Сколько вы занимаетесь? - Недавно в интервью одного музыканта спросили: "Сколько вы занимаетесь?" Он ответил: "Нисколько". А по его игре слышно, что из-за инструмента он не встаёт. Музыканты - это трудяги, и сколько бы ни занимались, им всегда мало. Не всегда есть время, не всегда ты в ресурсе. - Всегда нужно быть в ресурсе? - Конечно. Нужно иметь запас сил и определённый настрой, чтобы то, что ты вложишь в занятие, имело результат. Заниматься нужно с головой и быть сосредоточенным на том, что делаешь, иначе можно просидеть несколько часов без толку. - А как это включить, когда надо? - Вопрос хороший (улыбается) . Наверное, у каждого свой механизм входа в такое состояние. Ты должен отключиться от внешних факторов, собраться. Как в фильме "Рокки" - кепку передвинуть нужно. - А если никак не идёт, но надо, что делать? - Просто сесть за инструмент и начать заниматься. Заниматься, и ещё раз заниматься. Настанет момент, когда придёт нужное состояние, и количество перейдёт в качество. Фото: Илья Петров