Тамара Володина: Я скорпион, но обожаю петь, а не жалить
Имя заслуженной артистки России Тамары Володиной в течение многих лет часто встречалось на афише Московского театра оперетты. Её не стало несколько лет назад, а 9 ноября ей исполнилось бы 85 лет.
Уже по первым ее ролям стало ясно, что в труппе появилась очень одаренная актриса, которая вместе со своими молодыми коллегами способна принять традиции жанра, своим талантом продолжить яркую жизнь театра.
Шаловливая, слегка нагловатая, но весьма привлекательная плутовка Адель – горничная, мечтающая "за самое маленькое жалование играть самые большие роли" и величественно прекрасная, изящная Долли. Юная, наивная, мечтательная, но обладающая твердым характером, преданная своей любви Любаша Толмачева и очень разумная, очень добрая, терпеливая и кроткая, однако умеющая блистать в обществе и покорять мужские сердца Розалинда.
Капризная, как и положено светской женщине, но очень добрая, очень любящая Марица и озорной постреленок Марфа. Все понимающая, обожающая свою воспитанницу нянька Матвеевна, с жаром отплясывающая русский танец под песню "Дайте бабе сапоги" и внешне неброская, но красивая и богатая душой, трогательно-лиричная, находчивая Галя...
Красивый, сильный голос актрисы звучал великолепно, в нем была экспрессия и юмор, нежность и озорство, и все это передавалось при помощи тончайших нюансов и выразительных интонаций. Во всех своих ролях она была столь подвижна и легка в танце, что зрители сопровождали практически каждое ее появление аплодисментами, а огромное обаяние подкупало и притягивало.
Ее героинями невозможно было не любоваться. За сорок лет работы в театре Тамара Володина сыграла более пятидесяти самых разных ролей, но все они непременно несли в себе любовь, добро, радость! Это те черты характера, которыми актриса наделяла их от себя.
В одной из многочисленных ее официальных характеристик, было написано, что одними из важных ее качеств являются: «надежность, стабильность и безотказность в работе». Действительно, редко можно найти актрису, в личном деле которой хранились бы только благодарности за огромное количество экстренных – практически с одной репетиции – вводов на главные роли, за многочисленные внезапные замены заболевших артистов, за 5-7 спектаклей, сыгранных подряд, в течение трех-четырех дней…
Надо отметить, что Тамара Тимофеевна Володина - обладательница множества замечательных качеств. Она покоряла своей добротой, эрудицией, остроумием и искренностью по отношению к окружающим. В театре, среди друзей и родни она слыла замечательным кулинаром, чьи пироги и пельмени – непременные составляющие любых застолий, с ней советовались бывалые садоводы-огородники и медики, а тот, кто сталкивался с ней в жизни или в работе, легко поддавался чарам ее обаяния, ибо не сделать этого, пообщавшись с ней, было невозможно.
Вот одно из последних ее интервью.
-Тамара Тимофеевна, первый вопрос банален и привычен, но ответ на него всегда интересен. Почему Вы стали актрисой?
- Я с детства не представляла себя в другой профессии. У меня очень музыкальная семья, хотя профессиональных актеров не было. Дед по маминой линии служил регентом церковного хора, в семье было 10 детей, и все пели в церкви. Удивительные голоса были. А как они пели русские песни, романсы! Я до сих пор не могу их без трепета в сердце слушать, и обожаю их петь.
- А почему Вы выбрали именно театр оперетты?
Случай. Я закончила 3 курса музыкального училища в Саранске и приехала с мамой в Москву. Вышли у метро Арбатская, а там ГИТИС рядом, и висит огромное объявление: набор на факультет актеров музыкального театра. Решили пойти посмотреть. Там народу - море. Секретарь комиссии спрашивает: "Кто еще не прослушивался?" А я вдруг говорю: "Я". Спела арию "Чио Чио Сан", потом "Снегурочки", потом из "Царской невесты". Они удивились - ведь девчонка пришла, 17 лет - и предложили вместо четвертого курса училища идти сразу в ГИТИС. Так я и оказалась на курсе Бориса Александровича Покровского и Андрея Александровича Гончарова. Когда заканчивала институт, в театре оперетты был объявлен конкурс, и меня взяли с первого тура. Это судьба. У меня вообще счастливая актерская судьба, она меня вела сама.
- Как Вас встретил театр?
- Прекрасно. Я ведь застала великих стариков, играла в постановках Ярона, работала со Столяровым! Когда я сыграла в "Марице" Ильку, Ярон написал мне на програмке: "Следующая роль будет больше". И действительно, в следующей постановке этой оперетты я играла уже Марицу. Я обожала эту роль. Изумительная музыка, а какой характер!
- Вы помните свою первую роль?
- Конечно! Первой ролью была Аленушка в оперетте "Под черной маской", а потом сразу "Севастопольский вальс". Когда в 1970 году было возобновление этого спектакля, ни меня, ни Юрия Богданова среди его участников не было, но потом авторы настояли, чтобы мы не только участвовали, но и премьеру играли. Я сыграла много любимых ролей, но к Любаше было самое трогательное отношение, и оно у меня на всю жизнь осталось.
- "Севастопольский вальс", снятый на телевидении принес вам популярность, приятно было видеть себя на экране?
- Приятно. Несколько лет назад спектакль показывали на телевидении ко Дню победы, я смотрела с удовольствием, ведь прошло столько лет. Я там еще совсем наивная девчушка. Но я на себя смотреть не люблю. Сразу видишь столько недостатков! И то не так, и это. И вообще, все надо было сделать по-другому.
- У Вас было много ролей советских героинь и много классики. Какие Вам героини ближе?
- Хорошие спектакли - и советские и классику - играла с удовольствием. Но, классика все же ближе, там музыка какая! Я в классических опереттах, которые шли в театре, сыграла практически все. Пожалуй, только "Принцесса цирка" осталась нереализованной мечтой. Теодора – на сто процентов моя роль – по голосу, по характеру, по пластике, но не сложилось.
- Любовь Яровая, Долли – советские, революционные героини. Изменилось ли у Вас к ним отношение сегодня?
- Нет, отношение не изменилось, потому что эти люди искренне верили в то дело, которым они занимались. Вера и любовь были основой этих характеров. Иначе их нельзя было играть. Ведь ради любви Любовь Яровая пошла в революцию, она ведь никакого отношения к ней не имела, и мужу она предательства не простила. Я считаю, что в жизни самое главное – это любовь. Потому что от любви идет добро, все лучшие качества в человеке – от любви.
- Какой из опереточных композиторов Вам больше нравится?
- Легар. Граф Люксембург! Музыка необыкновенная, я так любила этот спектакль и играла несчетное количество раз. Это была моя первая классическая героиня.
- Какой спектакль для вас особенно значим?
- У меня было много таких спектаклей, я ведь играла по 25-27 спектаклей в месяц, и со многими связаны определенные события. Например, я очень любила наш с Герардом Васильевым творческий вечер. Он состоял из нескольких блоков: "Веселая вдова", "Летучая мышь", "Роз-Мари", "Холопка" и "Свадьба Кречинского". Спектакль шел очень хорошо, и зрители его любили.
- Ваш прекрасно звучащий голос, пластичность, легкость в движениях, в танце – это природа или каждодневные занятия?
- Конечно, и природа тоже, но актер обязан над собой работать. Когда у меня случилось несчастье, и появились проблемы с голосом, я перепугалась. Мне показалось, что если я перестану петь, я перестану жить. И вот тогда я занималась очень упорно. То же самое и с пластикой. Я все время занимаюсь зарядкой, станком. Это уже потребность. Да и форму надо сохранять: лишний килограмм появится – усилить нагрузки, садиться на диету. У меня в этом смысле железный характер, я не позволяю себе расслабиться.
- Вам много приходилось гастролировать?
- Много. И со спектаклями, и с концертами. Я ездила за границу в тогда дружественные нам страны - Польшу, Германию, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, объездила почти весь Советский Союз. Нас принимали всегда великолепно, ведь оперетту любят!
- Будучи известной актрисой, Вы приезжали к себе на родину?
- Приезжала на гастроли несколько раз. Все родственники приходили, смотрели. У меня был дядя, который считал, что музыка, театр – это не серьезно. Но когда концерт начался, я вышла на сцену, а он гордый, в первом ряду сидит. Ну, как же, племянница играет!
- Поговорим немного о Ваших вне театральных увлечений. Как доложила разведка, у Вас их несколько. Первое – кроссворды, причем экстра-класса, какие в былые времена печатали в "Науке и жизни", снабженные рисунками, формулами, ребусами.
— Это очень хорошо для тренировки мозгов. Сейчас кроссворды стали не интересными. Везде одно и то же. Они не дают возможности подумать, не дают работу голове нисколько. Но, если что-то интересное попадается, я беру энциклопедию, забираюсь в библиотеку, нахожу все. У меня муж приносит кроссворды пачками и сразу просит: "Мне оставь немножко", - потому что знает, к вечеру я уже все разгадаю.
- Следующее хобби – это дача.
- Да. Очень много литературы читаю по огороду и у кого что, все приходят советоваться ко мне.
- Еще одно увлечение – народная медицина.
- Говорят, если человек до 40 лет не научился сам себя лечить, то надеяться не на кого. Мы же знаем себя лучше, чем кто-либо. Болезнь на пустом месте не возникает, она вначале сигналы дает: сперва -слабый, потом сильнее. Надо уловить эти слабые сигналы.
- Ваш характер соответствует тому, как это представляет гороскоп?
- В общем, да. Я по знаку – Скорпион. Это очень ранимая натура, все время сама себя съедает. Это точно про меня - я все время собой не довольна. Все время копаюсь в себе: это не так сделала, то надо было по-другому.
- И последний вопрос. Вы играете на сцене Московского театра оперетты уже почти сорок лет, наверное, знаете все про опереточный жанр. Какой сегодня должна быть оперетта?
- Мне кажется, оперетта сейчас должна быть лирической, музыкальной, нести добро, любовь, вселять оптимизм в людей, чтобы неверие убрать. Мы ведь перестали верить в себя, в свои силы. А это нельзя. Надо верить, надо любить, надо быть добрым, тогда будет в жизни радость.
Вот так мы решили вспомнить нашу замечательную актрису Тамару Володину.