Анна Фроловцева: «В советском кино главным был талант, а не чьи-то амбиции»

В списке киноролей Анны Фроловцевой почти 70 картин и множество ролей в театре. Кого только не доводилось ей играть – от Екатерины I в культовом советском фильме «Михайло Ломоносов» до барышни в борделе в фильме «Биндюжник и король». Но для большинства телезрителей Анна Фроловцева стала почти родной, после того как сыграла язвительную свекровь Галину Ивановну в сериале «Воронины». О себе, своих ролях и о том, что на самом деле важно для актрисы, Анна Васильевна рассказала «Нижегородской правде». Куда привели мечты Мы встретились с ней на конкурсе детского танца, куда она приехала, чтобы научить юных танцоров верить в себя и держаться на сцене. Оказывается, в детстве знаменитая актриса мечтала стать балериной, но её не приняли в студию…– Не приняли? Вас? Вы же превосходно танцуете! – Да! Мне тогда было пять лет, и я мечтала стать балериной. Сказали, что не те ноги, не тот подъём. Знаете, как я плакала! Я очень любила балет и великих балерин, хотя в Большом театре ни разу не была. Хотя в театр драмы мы, семья инженера, ходили часто. Наверное, поэтому я и выбрала профессию актрисы. Мы жили на Пресне, я ходила заниматься в Дом пионеров, и всегда танец сопровождал меня по жизни. В институте у нас преподавала танец балерина Большого театра, она была великолепна! И вдохновлённая ею, каких только танцев я не исполняла в спектаклях. От рок‑н‑ролла и румбы до вальса, мазурки и полонеза. Каждый танец – своя история, своё отношение к себе и к жизни. И все они – любимые, но требуют разных эмоций и разного отношения. И волнения!– Вы и сейчас волнуетесь, выходя на сцену? – Конечно! Наш педагог всегда говорил: если у вас нет волнения, уходите из профессии. Оно должно быть! Оно показывает, что ты – живой, неравнодушный человек. И важно им остаться. Причём не только на сцене, но и дома.– К слову, о доме. Не воплотили ли вашу мечту о танце ваши сын и внучки? – Они занимаются спортом – горными лыжами. Это очень красивый и волнующий вид спорта. К сожалению, я сама давно на лыжи не вставала. У меня спина сломана, так что не до лыж. Да и в моём возрасте это уже тяжело. Мне же 74 года! Хотя зарядку по утрам я делаю ежедневно и танцую. Поэтому стараюсь поддерживать и танцевальные школы, и в то же время театральные и киношные – всё это идёт на пользу детям, и всё это надо поддерживать. Если у ребёнка глаз горит, пусть и не получается или получается коряво, – пусть занимается. Упорство и труд всё перетрут. Самое главное – не отбить у ребёнка желание заниматься. Это самое страшное. Если в чём-то, что ребёнку нравится, его обидеть или высмеять, можно всю жизнь его перечеркнуть. Ищите верные слова – А как объяснить ребёнку, что даже если он не смог стать первым, вторым или десятым, он всё равно молодец и родители им гордятся? – Это очень сложно. Когда мой сын был маленьким, одна из мох приятельниц всегда говорила: он такой артистичный, он должен сниматься. И его утвердили на главную роль в фильме. Я все дела бросила, чтобы с ним поехать на съёмки. И вдруг звонят и говорят, что выбрали другого мальчика. А он-то знал, что его утвердили! Как я должна ему это сказать? И тогда я пришла и сказала: «Денис, ты можешь переступить через человека?». «Что ты имеешь в виду?». «Представь мальчика из детского дома, у него нет ни мамы, ни папы, на твою роль взяли его. Ты только не обижайся, вот такая ситуация». «Ну, значит так надо. Пусть он снимается», – ответил сын. Так и объяснила. Кстати, с тех пор в кино он не стремился. Сегодня он известный врач-стоматолог и хоккеист.– К сожалению, подобные ситуации есть всегда и везде, не только в искусстве…– Конечно. А актёры вообще подневольные люди. Мы зависим ото всех – режиссёров, продюсеров. От продюсеров даже больше. Раньше было режиссёрское кино, а сегодня – продюсерское. И продюсер часто диктует свои условия режиссёру во всём. Так что у кого деньги, тот и правит бал. Поэтому сегодняшнее кино так отличается от советского, где главным был талант, а не чьи-то амбиции.– Вы как никто другой можете сравнивать. В молодости вы сыграли императрицу Екатерину I в известном фильме «Михайло Ломоносов»… – Я люблю этот фильм и эту роль. Екатерина I была очень волевой женщиной, но главное – женщиной! Женщиной до мозга костей, которая очень любила свою страну. И этим она мне близка. Но я его не пересматриваю.– А вы смотрите телевизор? – Мало, мне редко что нравится. Да и на разного рода шоу и программы я не хожу. Разве что сходила на программу Татьяны Устиновой «Мой герой» – она более-менее прилично ведёт. А остальные шоу… Это ковыряние в грязном белье мне отвратительно. Оно пришло с Запада и разрушает нашу культуру. Как и многие западные фильмы. Волшебный ободок – А то, что сегодня голливудское кино замещается нашим, на ваш взгляд, даст шанс отечественному кинематографу? – Думаю, да, потому что актёры у нас безумно талантливые. Я снималась у американцев – у них по 150 дублей делают, а потом из этого монтируют. Это уже не кино. На съёмках «Ворониных» мы эту разницу почувствовали. Идею этого проекта авторы позаимствовали у зарубежного телефильма «Все любят Рэймонда». Так там неделю серию репетируют, а потом снимают. Мы же делали всё сразу, с колёс. Джереми Стивенс, которого направили из Америки наблюдать за съёмками сериала, всегда говорил: «Ребята, я вам удивляюсь! Вам надо памятники ставить, как вы работаете!».– Конечно, наш сериал и ваши герои смотрятся куда живее и ближе, чем в «Рэймонде». Да и сериал стал истинно российским. Но столько лет быть в одном образе явно непросто. Как сохранить себя и не превратиться в Галину Ивановну? – А как вы думаете, почему я ношу ободок?– Даже представить себе не могу. – Это я себе придумала, чтобы отличаться от Галины Ивановны. Потому что если я его сниму, я буду Галиной Ивановной. А так меня хоть не всегда узнают на улицах. Говорят: «Вон похожая на Воронину тётка идёт». И думают: она – не она. Один мальчик недавно меня потряс. Я ехала в троллейбусе от зубного врача и смотрела в окошко. А он меня долго рассматривал и вдруг спрашивает: «Простите, пожалуйста, это вы?». А я отвечаю: «Да, я – это я!». Пауза. А он поднимается и говорит: «Спасибо вам большое за моё счастливое детство!». У меня даже слёзы выступили на глазах. Это такой комплимент. Подумайте только – счастливое детство. Значит, не зря мы всё это делали!– Многие говорят: я ненавижу ту роль, по которой меня знают, она мне всё сломала и так далее. А как вы относитесь к Ворониной? – На это не стоит обижаться. Тем более что у меня не одна роль, их множество. Конечно, когда роль растягивается на 10 лет, тебя все знают именно по ней. Наверное, если бы это было в молодости, у меня к ней было бы другое отношение. Тяжело всю жизнь носить имя Арамиса, как это было, к примеру, у Игоря Старыгина. Он говорил мне: «Я ненавижу Арамиса!». Хотя и у него было множество ролей и до, и после «Мушкетёров». А я нормально отношусь, когда ко мне на улице обращаются: «Галина Ивановна». Мой друг и экранный муж Боря Клюев всегда говорил: «Нам с тобой, Анька, так повезло!».– Кстати, снимаясь в «Ворониных», вы наверняка стали экспертом по части отношений в молодой семье. Что же главное для семейного счастья? – Лучший совет для молодой семьи – жить отдельно от родителей. Я очень люблю свою героиню, но иногда она слишком назойлива. Нас с ней объединяет то, что мы обе матери, которые любят своих детей и искренне стараются помочь им. При этом хорошо помню собственные ощущения, когда мама от чистого сердца давала мне советы. Это неизменно вызывало чувство внутреннего раздражения и желание сделать всё наперекор. И этот конфликт отцов и детей будет всегда, везде и у всех! Главное – вспомнить себя и быть мудрой. И тогда в семье будет понимание и счастье.

Анна Фроловцева: «В советском кино главным был талант, а не чьи-то амбиции»
© Нижегородская правда