Нижегородский ТЮЗ представил самую загадочную комедию Чехова
«Чайку» поставил главный режиссёр театра Алексей Логачёв, трактуя эту историю вне времени и пространства и на первый план выдвигая вечную тему взаимоотношений не желающей стареть матери и выросшего, но не имеющего возможности выйти из её тени сына. Конфликт поколений, чувств, творчества и амбиций затягивает всех, а зритель наблюдает за этим, узнавая в героях себя. Кривой мир Здесь всё условно: стилизованные под чеховскую эпоху костюмы соседствуют с реалиями дня сегодняшнего. Причём так аккуратно, что не удивляешься, когда героиня достаёт телефон и делает селфи. Сценография спектакля, созданная Ольгой Кузнецовой, очень минималистична. Буфет, диван, пара кресел и десяток стульев – вот, по сути, и всё, что есть на сцене. Все они, как и герои Чехова, ещё держатся, но опасно накренились. И этот крен у каждого свой. Он вообще очень аскетичный, этот спектакль. Нет в нём ярких красок, эффектного света. Это позволяет обратить всё внимание на людей – их характеры, проблемы, взаимоотношения. Поэтому каждого из героев хочется рассмотреть, оценить и понять. И на каком-то этапе этих наблюдений вдруг понимаешь, что их неоднозначные характеры – лишь маски, а на самом деле здесь все любят! Только вот не тех. Поэтому вся эта любовь мучает и съедает изнутри каждого из героев, лишая их воли, таланта, будущего. Всего. Сложности характера Вот Константин – восторженный, влюблённый, порывистый. Никита Чеботарёв создал образ тонко чувствующего, ранимого и привлекательного героя, которому, несмотря на все его странности, сочувствуешь. Очаровательна юная Нина Заречная (Анна Бледникова). С первого же появления на сцене она покоряет своей наивностью, нежностью и открытостью. Послушная и ведомая, она готова на всё ради любви, которая рядом. Но что-то идёт не так. И спектакль, на который собираются жители усадьбы, становится точкой невозврата для героев. Юной «чайке» Нине, мечтающей о просторе и полёте, приходится в буквальном смысле зависнуть над застоявшимся миром. Сценой для неё стал покосившийся буфет, над которым она вдруг воспаряет на верёвке в альпинистском снаряжении и странном головном уборе, напоминая Аэлиту из протазановского фильма.Абсурдность происходящего над сценой перекликается со знаменитым текстом про людей, львов, орлов, куропаток и страх будущего. Тут-то и знакомится зритель с Аркадиной, исподволь, одним словом готовой унизить и растоптать всех, кто встретится на её пути. Эту роль исполнила Ирина Страхова. Гордая, страстная, дерзкая, её героиня глумится над сыном и его писательским талантом. С этого момента тема таланта и творца затмевает всё. Режиссёр через актёров разбирает текст, останавливаясь на малейших его смыслах. И главное уже не любит – не любит, а почему любит и какую роль в любви играет талант. Только ответа на этот вопрос не даёт ни текст Чехова, ни спектакль Логачёва. Роль писателя-сердцееда Тригорина, в которой когда-то блистал сам Константин Станиславский, режиссёр поручил Дмитрию Соколову. Его Тригорин идеально балансирует на грани правды и лжи, позволяя влюблённым в него женщинам услышать то, что они хотят. Муки любви Совсем другая любовь у Маши. Для этой героини актриса Анна Сильчук вместе с режиссёром нашли необычный ход. Время от времени в самые напряжённые моменты она резко дёргает головой, и тёмные очки со лба падают на нос, закрывая глаза. Этот жест отчаяния словно закрывает её от окружающего мира. И нежность и ранимость своей героини она прячет за этими очками, придающими ей стервозный вид. Эффектен любвеобильный Дорн (Владимир Вышеславский), весь облик которого – усталость от жизни, всезнание и лёгкий цинизм. И веришь безнадёжности драмы влюблённой в него Полины Андреевны (Татьяна Миронова). Точно сыграл переход от зрелого, но полного сил человека, в дряхлого, никому не нужного старика Игорь Авров. Его Сорин трогает своим бессилием. И наблюдая это угасание, понимаешь, что, по сути, это угасание всей семьи. Исчезают детали, исчезают чувства, исчезают характеры. К финалу на сцене остаётся лишь несколько окончательно покосившихся стульев.И все, кто может, бегут из дома, в том числе и вернувшаяся случайно Нина, которая в спектакле проходит путь от девочки с большими глазами до железной леди, превращаясь во вторую Аркадину. Хотя сама Аркадина так нежно перевязывает голову сына, что становится ясно, что мать в ней, несмотря на всю её циничность, жива и любит… К удивлению зрителей, самым положительным персонажем этого спектакля стал Медведенко (Иван Пилявский). Трогательный, любящий, занятый мыслями о ребёнке, он – единственный, кто спасся из окружающего героев мира отчаяния. Его наивность актёр играет без насмешки, поэтому герою сочувствуешь и желаешь счастья. Быть может, именно он его всё-таки достигнет. Тюзовская «Чайка» – спектакль о несбывшихся надеждах, не сложившихся судьбах, о людях, не сумевших изменить свою жизнь.