Что выделяет произвольную Валиевой? Как Петросян воплощает облик двух известных фигуристок? Актерский разбор программ девушек
Актриса театра и кино Маргарита Бугаева объясняет актерскую составляющую произвольных программ девушек в этом сезоне. Бугаева («Дылды», «Аль-капотня», «За все заплачено») уже восемь лет работает с фигуристами, среди известных учеников: Дарья Павлюченко, Майя Хромых, Анна Погорилая, Бетина Попова, Кристина Астахова и другие. По мнению Маргариты, в этом году у большинства российских одиночниц отличный выбор образов и музыки. Виден авторский подход, акцент на креатив. В этом материале мы анализируем, что у кого получилось и над чем еще работать. Программа «Одиночество» Елизаветы Туктамышевой По сюжету, она слепая женщина, которая со временем прозревает. В определенный момент Лиза меняется — и пластикой, и глаза совершенно по-другому начинают работать. Очень пронзительная история ее героини. Здесь более глубинная тема: слепота-одиночество. Речь о том, что можно многое не видеть, даже обладая зрением. Образ напомнил мне программу Даши Павлюченко и Дениса Ходыкина «Облачный атлас», где Даша была слепой девушкой. У Лизы, конечно, свой мир фигурного катания. Она недосягаема в актерской части! Здесь ведь главную роль играет опыт. А чем больше опыт, тем глубже и ярче получается образ. Настолько Лиза осознает и чувствует, что она делает на льду, что даже каких-то рекомендаций нет. Все безупречно. Ее катание — это уже искусство, высший пилотаж, к которому подходят, как правило, только очень опытные спортсмены. Произвольная программа Камилы Валиевой на тему Олимпиады Это мощнейшая история по степени погружения. Потому что в основе лежит личный опыт, пережитое. Таких программ я еще не видела на льду. Как правило, спортсмены выбирают персонаж из книги (фильма, медийную персону) и воплощают его историю. А тут Камила рассказывает про свои страдания. Видно, что у нее это все свежо в памяти, еще болит. И вспомните, в каком она была состоянии после дебютного проката: будто пережила все вновь и вновь прямо сейчас. Не знаю, стоит ли выносить на сцену такие личные переживания. Ведь их надо выстрадать и отпустить, чтобы улеглось внутри, а потом уже показывать с высоты принятия ситуации. Но это выбор команды Камилы, поэтому не берусь судить. С точки зрения творчества, ход очень интересный — прям ва-банк! В программе есть интересный момент, когда Камила «сбрасывает» все свое состояние, и ты думаешь: «Что произошло? Неужели она забыла, что делать?» И вдруг она органично движется дальше. Так она передает отчаяние, когда хочется все бросить на полпути, но она находит в себе силы продолжать. Особой хронологии в программе нет — просто огромная наполненность болью, отчаянием, жаждой докричаться. И такая немота, невозможность высказать все, что хочется. Это психологический прием, конечно. Вы правы, что Камила через искусство пытается донести до зрителя то, что не хочет выражать словами по ряду причин. Мне очень интересно, как программа будет выглядеть в конце сезона, когда все уже немножко уляжется, девушка выскажется. Ведь когда вы рассказываете историю, то не можете 20 раз подряд сделать это одинаково. Каждый раз все менее и менее эмоционально, а под конец останется само ядро. Так что, к концу сезона программа, скорее всего, станет спокойнее и чуть сдержаннее. Главное, чтобы эмоции не уводили Камилу, не отвлекали! В актерском деле есть риск, когда эмоции захлестывают. А ими надо управлять, иначе они возьмут верх и начнут управлять человеком. Можно сравнить с моментами, когда женщина впадает в истерику: головой понимает, что надо остановиться, но не всегда получается. Поэтому желаю Камиле контролировать свои эмоции. В целом, очень смело, ярко и мощно. От программы невозможно оторваться. Программы Александры Трусовой В первую очередь, поздравляю Сашу с возвращением! Очень трудный путь у этой фигуристки, хотя у какого спортсмена он бывает простой? Дерзкая и смелая Саша в своей короткой программе будто говорит нам: «Господа, я знаю, что делаю, уверена в себе, и у меня все получится!» Это первое, что приходит в голову после просмотра. Отличный темп, свобода и раскрепощенность в выражении эмоций. Мне кажется, произвольная «IbelieveIcanfly» берет свои истоки из внутреннего состояния Саши. Это история — рассуждение, дискуссия с самой собой. Импонирует, что ушли воинственные образы, свойственные Саше. Раньше ведь всегда был некий внутренний и внешний протест, который прослеживался в ее программах. Сейчас мы видим по-прежнему сильную личность, но уже с неким опытом (жизненным в том числе), мудростью и внутренней сдержанностью. Это тот случай, когда трудно объяснить, о чем именно программа, но она, безусловно, о чем-то очень личном, глубоком и важном для исполнителя. Желаю Саше сохранить это состояние на льду, развивать его и не переставать искать в нем новые грани! Программа «Ave Maria» Софьи Самоделкиной Девочка еще молоденькая и потому была крайне сосредоточена на технической стороне, но потенциал впечатляет. Как мне показалось, программа о потере или расставании. В какой-то момент Софья будто рассматривала чью-то фотографию или предмет, принадлежащий близкому человеку. Ах, как же мне не хватает в фигурном катании либретто! Музыкальная тема, сам образ очень хороши, но я не очень поняла, о чем программа. Да, «Аве Мария», но…? Думаю, Соня еще вкатает программу и освоится в ней. У нее очень хорошая пластика, мимика, да и в целом спортсменка очень выразительна, не замыкается в себе, работает на зал. Интересно, что будет дальше. Программа «Запертая комната» Аделии Петросян Девочка чисто Этерина. Издалека видно, из какой она группы. Стилем катания и подачей Аделия напоминает мне некую смесь Жени Медведевой и Алины Загитовой. В какие-то моменты я думаю: «Ой, это Алина!», а потом: «Ой, Женя». Она такая по-хорошему дерзкая, энергетически заряженная, стильная. Не всегда понятно, о чем ее программы. Но это и не важно, потому что Аделия грациозна и сильна, как пантера, и от нее невозможно оторваться. Она удерживает внимание и гипнотично действует на зрителя. Не совсем поняла сюжет «Запертой комнаты». Судя по хореографии, образ есть, но я не смогла его считать. Возможно, Аделия где-то публично расскажет подробно о своем образе. В любом случае, вопрос перекрылся напором фигуристки и ее уверенностью в себе. Вообще восхищаюсь умением учеников Этери Георгиевны вести себя на льду так, будто это их личный лед, а мы все пришли в гости. Она умеет их научить чувствовать себя на льду хозяевами площадки, видеть и слышать зал. Энергетика, мимика, взаимодействие с публикой — всегда шедевр. Программа «Ромео и Джульетта» Софьи Муравьевой Музыка из знакового фильма Франко Дзеффирелли 1968 года, только кавер-версия. Думаю, постановщики этой программы пошли по стандартному проверенному пути: наряд воздушный, романтичный, Соня сама юная и светленькая, композиция узнаваемая. Разумеется, у команды была задача выступить чисто, заявить о себе, показать, что Соня в хорошей форме. Эта задача выполнена. Но в плане передачи образа ошибочно думать, что Джульетта — некая хрупкая девочка, влюбившаяся в Ромео. Там огромная драма, боль, потеря самого дорогого. Это очень непростая история, перенести ее на лед с должной глубиной — задача не из легких. У Сони большой потенциал, она умеет обыгрывать драматургические сюжеты. В этот раз чего-то не хватило, но я надеюсь, все впереди. Программа имеет все шансы стать насыщеннее и эмоционально ярче. Программа «Добро пожаловать на землю» Софьи Акатьевой Признаюсь, не поняла эту программу. У Этери ведь есть определенные типажи фигуристок: яркие и сильные Евгения, Алина, теперь Аделия… Анна Щербакова — хрупкость и нежность, Камила — чувственность и шарм. А в случае с Софьей у меня ощущение некоего диссонанса. Кажется, что спортсменка пока что не может себя найти. Соня будто хочет быть дерзкой, но, по моему мнению, это качество не очень сочетается с ее внешними данными. В программе, безусловно, чувствуется, что Соня боец и уверена технически. Но где образ? Возможно, нечто связанное с природными стихиями. В целом, чего-то не хватило. Мне кажется, Соне актерски выгоднее делать акцент на лирических, драматических образах, нежели на активных энергетических программах. В данном случае, музыка явно довлела над фигуристкой.